За последние 10 лет в вооруженных силах и военно-промышленном комплексе России произошло немало интересных и позитивных сдвигов. Старая техника активно модернизируется, появляются и принципиально новые виды вооружений, а вместе с ним и дополнительные производства. Конечно, в отрасли не обходится без проблем, но в целом тенденция носит положительный характер. Увы, одним из самых малозаметных событий для широкого круга граждан стало появление в российских воздушных силах нового самолета – Як-130. Что же это за машина такая и почему ее игнорируют громкие заголовки?
Самолет хороший. |Фото: lemur59.ru.
Российский самолет Як-130 – машина новая. Первый полет самолет ОКБ Яковлева совершил еще в 1996 году. В 2009 были завершены государственные испытания, а уже в 2013 Як-130 наконец приняли на вооружение российского воздушного флота. Для России каждый такой самолет обходится примерно в 7.5 млн долларов. По состоянию на конец 2010-х было произведено более 160 подобных бортов. При этом далеко не все подобные машины используются Россией. Як-130 стоит на вооружении Беларуси, Ирана, Алжира и некоторых других стран. Правда, для зарубежных покупателей 130-ый обходится уже в 15 млн долларов за единицу.
Создан самолет в 1993 году. |Фото: vietnews.ru.
От большинства других истребителей или штурмовиков России Як-130 отличается очень высоким ресурсом. По некоторым данным, он составляет более 10 тысяч часов, что примерно в 2-2.5 чем у многоцелевого советского истребителя Су-30. Самолет может брать «потолок» в 12 км и вывозить боевую нагрузку до 3 тонн. При этом машине доступна большая часть номенклатуры истребительных и штурмовых вооружений российской авиации. При полной загрузке самолет может пролететь до 2 тысяч км. Максимальная скорость машины при этом оценивается в 960 км/ч.
Лучший учебный самолет. |Фото: balancer.ru.
Так что же не так с Як-130? Почему этот истребитель практически не становится героем сводок новостей. На самом деле все предельно просто: 130-ый – это учебно-боевая машина, которая используется в первую очередь не в боевых действиях, а для подготовки летчиков и поддержания их квалификации. Впрочем, в случае острой необходимости благодаря своим высоким характеристикам Як-130 вполне может использоваться и в качестве боевой машины. Правда в мирное время перед истребителем стоят все-таки другие задачи. На сегодняшний день Як-130 смогли полностью заменить в России устаревшие чехословацкие учебно-боевые самолеты L-39 времен холодной войны. В эксплуатации 130-ый зарекомендовал себя как качественная и надежная машина с высокими характеристиками.
Может и повоевать если понадобится. ¦Фото: pinterest.com.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про МКР «Буря» – крылатая ракета, выброшенная в мусор.