Корабли были и остаются очень своеобразным видом техники. Их форма, размеры и внешний вид сильно зависят от выполняемых функций и перевозимых грузов, а некоторые из них выглядят совсем уж странно. Впрочем, общего у них тоже много. Например, ходовая рубка находится на корме, хотя по привычной логике ей самое место на носу, где обзор лучше. Это очередной дизайнерский ход или здесь кроется нечто большее?
История и современность
Румпель - руль в виде рычага./ Фото: wikipedia.org
Капитанский мостик находится на корме практически с того самого момента, как большая лодка превратилась в более или менее оформившийся корабль. И с самого начала здесь всё дело было в практичности. Ещё со времён лодок на корме находился руль, управлял ею рулевой (кормчий), а потом кто-то додумался вместо румпеля установить уже более близкий к современности штурвал. Именно тогда появился помост для рулевого, а впоследствии на мостике обосновался и капитан (отсюда и название). С возвышения капитанского мостика он управлял судном, мог следить за парусами и действиями команды и видел всё, что творится на борту. Впоследствии расположение капитанского мостика стало классическим и сохранилось даже на кораблях с паровыми машинами, поскольку внизу находилось машинное отделение и с ним было удобно переговариваться через голосовые трубы.
Мостик на пароходе Queen Mary./ Фото: wikipedia.org
Строго говоря, ходовая рубка — понятие современное, а появилось оно сравнительно недавно, вскоре после того как мостик вместе с капитаном перенесли в помещение ради большего комфорта. Туда же перекочевал рулевой и экипаж, ответственный за управление судном. Именно с этого момента можно отсчитывать историю кораблей в их современном виде. И случилось это ближе к концу XIX века, причём впервые на военных судах.
Ходовая рубка круизного лайнера./ Фото: vuzopedia.ru
С развитием кораблестроения появилось много типов судов, и ходовая рубка обосновалась на корме, на своём традиционном месте, где изначально и находился капитанский мостик в его первоначальном смысле. Правда, назначение у кораблей было разное, и в целом ряде случаев ходовая рубка оказалась в средней части судна, а то и вовсе на носу. Так почему и где она находится?
Ходовая рубка на корме
Контейнеровоз, рубка на корме./ Фото: naked-science.ru
Как и во времена паровых машин, когда команды машинистам передавались при помощи голосовых труб, между ходовой рубкой и машинным отделением протянуты различные коммуникации. Правда, их количество выросло в геометрической прогрессии, и они стали гораздо сложнее, поэтому чем короче расстояние между машинным отделением и рубкой, тем лучше. И монтаж проводить проще, дешевле получается, да и технических ограничений куда меньше. Не менее важная причина для размещения ходовой рубки на корме – это более удобное управление судном. Сама по себе рубка поднята над уровнем палубы на приличную высоту, и во время маневрирования капитан со своего рабочего места может воочию видеть всё происходящее. Таким образом он может контролировать ситуацию, следить за выполнением приказов и окружающей обстановкой, а в случае экстренной необходимости он может быстро отреагировать и исправить ситуацию.
Вид из рубки грузового судна./ Фото: fleetphoto.ru
Ещё одна причина подобной компоновки – в правильном размещении. Во-первых, остаётся больше места для перевозимого груза, поскольку машинное отделение занимает один объём с рубкой. Во-вторых, весь экипаж живёт и работает в одном и том же месте, поэтому не нужно беспокоиться о создании лишних инженерных коммуникаций. Подобную компоновку имеют большинство коммерческих судов – сухогрузы, наливные танкеры, контейнеровозы и прочие. Таким образом удаётся максимально освободить пространство для груза и оптимизировать управление судном.
Ходовая рубка в носовой части
Круизный корабль./ Фото: goodfon.ru
В целом ряде случаев ходовая рубка находится в передней части судна, а причин тому много: плохой обзор с кормы, забота о безопасности экипажа и пассажиров, а также выполнение специфических задач судном. К примеру, ходовая рубка находится на носу на всех круизных лайнерах. Причиной тому – целый дом на корабле, состоящий из неимоверного количества палуб и экзотических построек, созданных для развлечения пассажиров. Из-за них экипаж практически ничего не видит из рубки, а поднять её слишком высоко не получится физически. На борту находится слишком много людей, поэтому капитану приходится быть крайне аккуратным во время маневрирования, и хороший обзор в этом случае имеет жизненно важное значение.
Военный корабль./ Фото: fonwall.ru
С военными кораблями ситуация аналогичная. Здесь капитану тоже нужен обзор, хоть и для выполнения совсем других задач, а мешают при этом не дворец для размещения пассажиров, а многочисленные антенны, разнообразное оборудование и многочисленное вооружение, размещённое на палубе.
Шторм, вид из рубки./ Фото: dzen.ru
Конечно, у любого расположения имеются свои недостатки, и перенос рубки в носовую часть связан с определёнными неудобствами для экипажа. Качка здесь ощущается гораздо сильнее, чем на корме, и с этим приходится мириться. К тому же многое зависит от назначения судна и выполняемых им работ. К примеру, у немалого числа буксиров ходовая рубка находится вообще посредине, а борта очень низкие, чтобы обеспечить максимально удобный обзор со всех сторон.
От назначения и выполняемых судном функций зависит не только расположение рубки, но и его форма. Некоторые из кораблей вообще имеют форму утюга и выполняют весьма специфическую работу.