
Краса и гордость советских ВВС. /Фото: www.jetsprops.com.
Штурмовик Ил-2 безусловно является одним из самых заслуженных и узнаваемых отечественных самолётов времён Великой Отечественной войны. Советские лётчики прозвали эту машину не иначе как «летающим танком», в то время как немцы в беспомощной злобе окрестили надоедливый штурмовик «бетонным самолётом».

Главный помощник советской пехоты. /Фото: www.britannica.com.
Советский штурмовик Ил-2 является одним из самых массовых и результативных самолётов Второй мировой войны. Разрабатывать «бронированный штурмовик» БШ-2 советские конструкторы принялись ещё в середине 1930-х годов. Самолёт позиционировался как средство непосредственной огневой поддержки сухопутных сил. Штурмовик должен был наносить удары по скоплениям противника, объектам инфраструктуры, транспортным колоннам, артиллерийским расчётам и что особенно важно – по бронетехнике. Первый полёт БШ-2 совершил осенью 1939 года. Машина произвела на военных в целом позитивное впечатление, а потому после незначительной доводки и доработки штурмовик запустили в серию в феврале 1941-го. За следующие 8 лет Ил-2 будет произведён в количестве не менее 36 тысяч экземпляров, при этом производство львиной доли машин придётся на годы Великой Отечественной войны.

Самый результативный штурмовик войны. /Фото: www.stern.de.
Собирать «Ильюшины» будут на нескольких советских предприятиях, в частности в Москве и Нижнем Тагиле. Впрочем, сердцем производства Ил-2 стал всё-таки завод №18 в Воронеже, который в последствии был эвакуирован в Куйбышев. Здесь по самым скромным оценкам советские специалисты собрали не менее 25 тысяч штурмовиков. В годы Великой Отечественной войны советский удачный самолёт принял участие на всех театрах боевых действий, став неизменным и незаменимым помощником пехоты. После 9 мая 1945 года машина также успела повоевать против сил милитаристической Японии в континентальной Азии. Пройдя испытание огнём и кровью Ил-2 заслужил признание как лётчиков, так и тех, кому он неоднократно помогал на земле. Овеянная военной славой машина абсолютно заслуженно заняла место в пантеоне «Оружия победы».

Тяжелая работа лежала на его крыльях. /Фото: www.jigidi.com.
При этом служба на Ил-2 была для советских лётчиков возможно и самой опасной во всех ВВС времен Великой Отечественной войны. Многие лётчики-штурмовики получали орден Красного знамени уже за 10-15 боевых вылетов, а примерно за 30 вылетов – Красное знамя. Что не удивительно, ведь потери штурмовиков, особенно на начальном этапе войны были огромны. Есть данные о том, что уже к зиме 1941 года из первых 1.5 тысяч Ил-2 советские ВВС потеряли не менее 1.1 тысячи. Совокупные же безвозвратные потери «Ильюшиных» составили почти 11.5 тысяч машин. В среднем советский штурмовик (самолёт) жил 2.5 боевых вылета. При это важно подчеркнуть, что вклад этой машины и её экипажей в дело Победы был колоссальным. Современные подсчёты показывают, что полностью окупался Ил-2 уже за 2 боевых вылета – такова была беспощадная арифметика войны. При этом не стоит воспринимать потери советских штурмовиков превратно.

Использовался на суше и на море. /Фото: alphacoders.com.
Далеко не каждый потерянный самолёт гарантировано оказывался носом в земле где-нибудь посреди бескрайних советских просторов. Из той же 1.1 тысячи утраченных машин в 1941 году едва ли не треть приходится на небоевые потери: поломки, аварии, крушения в результате ошибок пилотов или плохой погоды. Так же важно понимать, что львиная доля советских лётчиков-штурмовиков возвращалась на аэродромы живыми, даже если их верный деревянный конь после этого уже летать не мог. В этом отношении потери самолётов далеко не равны потерям среди лётного состава. Не последнюю роль в этом обстоятельстве сыграл тот факт, что Ил-2 был одним из самых бронированных самолётов времён Второй мировой войны. Так что пускай преимущественно деревянная конструкциях этой машины не вводит вас в заблуждение. К слову, с последней тоже не всё так просто.

Заслужено носит титул Оружия Победы. /Фото: aerocorner.com.
Советские военные и конструкторы ещё на этапе проектирования Ил-2 прекрасно понимали, что в самолёт, вынужденный действовать на сверхмалых высотах, будет палить всё - от зениток и пулемётов до винтовок пехоты. Поэтому «Ильюшин» был оснащён биокапсулой для лётчика и авиационного оборудования, а также разнесённым бронированием для прикрытия критически важных узлов самолёта – в первую очередь двигателя. Бронекорпус самолёта был полноценной частью силовой схемы штурмовика, благодаря чему принимал участие в распределении всех лётных нагрузок. Изготавливалась защита из листов гомогенной брони. На разных участках толщина бронирования колебалась от 4 до 12 мм. Такое прикрытие позволяло штурмовику выдерживать попадания пуль от патронов пулемётных калибров включительно и что особенно важно – попадания осколков от выстрелов зенитной артиллерии. Собственно, именно благодаря этим качествам за Ил-2 и закрепилось солдатское прозвище «летающий танк».

Стал незаменимым помощником Красной армии. /Фото: vintageaviationnews.com.
Отдельного упоминания достойна деревянная конструкция советских самолётов, та самая благодаря которой отечественные самолёты получили прозвище «летающие гробы». Здесь важно отметить, что в целом алюминиевый фюзеляж всегда будет лучше деревянного, если речь идёт об аэродинамических показателях машины. Однако, в контексте выживаемости самолёта, дерево в среднем демонстрирует лучшие показатели, нежели металл, так как в целом ряде боевых ситуаций меньше подвержено разрушению. Таким образом деревянные фюзеляжи, ставшие проблемой для истребительной авиации, применительно к штурмовикам скорее оказались благом.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
