Ещё до развала Советского Союза отечественные авиаконструкторы взялись за покорение мировых горизонтов гражданской авиации. И исчезновение страны с карты помешало этим планам. Вот и легендарному КБ Туполева повезло - к началу 2000-х они создали поразительный лайнер, которым хотели заменить множество как своих, так и зарубежных машин. А в итоге заменили его, выбрав для разработки известный ныне «Суперджет».
Перспективный самолёт с печальной судьбой. /Фото: topwar.ru
История этого уникального пассажирского самолёта началась ещё в советскую эпоху - уже восьмидесятые годы были временем, когда КБ Туполева понимали перспективность не столько больших лайнеров, сколько самолётов поменьше, но обладающих хорошими скоростными характеристиками. Попыткой реализовать такой концепт и стал будущий Ту-334, которые даже не стали разрабатывать с нуля. Так, по информации редакции novate.ru, ряд основных агрегатов, оказавшихся в итоге на Ту-334, были заимствованы у двух давно проверенных моделей, Ту-154 и Ту-204.
Чертёж Ту-334. /Фото: nnre.ru
Девяностые с их глобальными геополитическими переменами и экономическим кризисом затормозили процесс создания нового самолёта, однако не поставили на нём крест. Поэтому к 1999 году опытный образец Ту-334 был завершён, и тогда же её впервые отправили в воздух для выявления так называемых «детских болезней». По результатам тех испытаний были выяснены недочёты, на исправление которых потратили больше трёх лет, однако в 2003 году новенький тогда Ту-334 всё же обзавёлся сертификатом летной годности, что позволило начать подготовку к производству самолётов на конвейере.
Презентация Ту-334 в Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г. М. Бериева. /Фото: news.ru
К тому моменту Ту-334 считался действительно перспективной машиной: тогда его стоимость оценивалась в 40 миллионов долларов, что делало его значительно более выгодным, чем многие другие модели, причём и внутри страны, и на зарубежных рейсах. Кроме того, новый «Туполев» обладал низким расходом топлива, высокими показателями по аэродинамике и простоту в обслуживании. Большим плюсом Ту-334 было ещё и использование подавляющего большинства деталей и агрегатов отечественного производства: по данным редакции novate.ru, только 5% элементов машины поставляли из-за рубежа.
Машина была очень многообещающей. /Фото: mixyfotos.ru
Казалось бы, при таких вводных у самолёта должно было быть большое будущее, однако всё пошло совсем не так. И главным препятствием для лайнера оказался, как ни странно, другой лайнер. А всё дело в том, что параллельно Ту-334 разрабатывалась ещё одна подобная модель - Sukhoi Superjet 100. И если в течение нескольких лет власти поддерживали создание обеих машин, то в конце концов к 2009 году выбор был сделан в пользу «Суперджета». А Ту-334 попросту не пустили на конвейер, и он так и остался в виде двух опытных экземпляров.
В итоге выбрали почему-то Sukhoi Superjet 100. /Фото: ya.ru
Причины такого выбора многими людьми до сих пор непонятны: при том, что у «Туполева» оставались некоторые недоработки, их устранение стоило бы куда дешевле, чем доработки «Суперджета», у которого на протяжении многих последующих лет постоянно вылезают какие-то проблемы. И хотя SSJ 100 всё ещё пытаются модернизировать, время от времени появляются новости о планах рассмотреть возвращение к Ту-334 - всё-таки, не просто так он считался перспективным и даже уникальным. Поэтому, возможно, однажды этой полузабытой машине всё-таки дадут второй билет в жизнь.
Интересное видео с нашего канала из истории отечественного автомобилестроения:
С главным детищем «Сухого» тоже все, оказывается, непросто: Sukhoi SuperJet: почему надежда и ненависть «Аэрофлота» почти не летает