
Распад Советского Союза стал совершенной неожиданностью для подавляющего большинства людей, живших на его территории. Не ждали такого поворота событий и в военно-промышленном комплексе. До последнего дня существования СССР в конструкторских бюро и на заводах кипела напряженная работа, направленная на повышение обороноспособности. Последние виды перспективных советских вооружений испытывались вплоть до 1991 года, а некоторые доводились до ума и в первые несколько лет после распада. Увы, до серийного производства основная масса этих разработок так и не добралась.
1. ПАТ-Б

Получилась так себе, но всё равно приняли.
В 1980-х годах армия Срединных Штатов Америки начала переход на артиллерийские системы калибра 155 мм, в результате чего советские части вооруженные главным образом 122-мм гаубицами Д-30 начали проигрывать заокеанским в огневой мощи. В ответ на это было решено разработать новую 152-мм полковую гаубицу «ПАТ-Б». От своей предшественницы новинка унаследовала удачный лафет. Про этом одной из важнейших инноваций стало оснащение гаубицы новейшим развитым дульным тормозом. На испытаниях гаубица произвела неоднозначное впечатление: в одной стороны огневая мощь системы действительно выросла за счёт возросшего калибра, с другой стороны – дальность у новинки осталась фактически прежней. Несмотря на это, пушку рекомендовали к принятию на вооружение в 1991 году. Возможно «ПАТ-Б» получила дальнейшее развитие, но помешал распад страны.
2. Подлодки «Пиранья»

Подлодка для диверсантов.
В распоряжении советского военно-морского флота были далеко не только огромные атомные подводные лодки. Во второй половине 1980-х годов отечественные конструкторы разработали первую малую дизельную субмарину проекта 865. Подлодки этой серии получили прозвище «Пиранья» и предназначались для доставки и эвакуации диверсионных групп водолазов. Для этого каждая «Пиранья» оснащалась специальным шлюзом, где могли находиться не только боевые пловцы, но и специальное снаряжение, включая подводные буксировщики. Погружаться «Пираньи» могли на глубину до 200 метров. Помимо водолазов, вооружались подлодки несколькими торпедами, гидроакустической станцией, станцией РЛС и РЭБ. Первые две подлодки заступили на боевое дежурство в 1990 году. В дальнейшем флот должен был получить еще много таких «малышек», однако помешал роковой 1991. А вскоре не стало и тех, что всё-таки успели спустить на воду.
3. МиГ-31М

Доделывали в инициативном порядке.
В 1985 году в небо впервые поднялся продукт глубокой модернизации советского перехватчика МиГ-31 – самолёт МиГ-31М. По сути, машина являлась доработкой оригинальной модели, поступившей в войска за 5 лет до этого. Что интересно, создавался МиГ-31М во многом в инициативном порядке конструкторского коллектива. Качественных отличий от первоначальной модели было немало: многочисленные доработки фюзеляжа, крыльев и фонаря пилота, затемнение кабины (в темноте пилоту удобнее работать с аппаратурой), увеличение числа точек подвески вооружение с 4 до 6, установка новой РЛС (модернизированная «Заслон-М»), расширение номенклатуры используемых ракет. Кроме того, самолёт ПВО распрощался с «малополезной» пушкой ГШ-6-23, которую теперь должны были заменять дополнительные дальнобойные ракеты. Несмотря на все сложности, испытания самолёта были успешно завершены в 1994 году, но на запуск машины в производство денег в стране не нашлось.
4. РСЗО «Прима»

Одна из первых доработок Града.
Вряд ли найдётся человек, который никогда бы не слышал про самую известную РСЗО послевоенного Советского Союза – «Град». Современная «Торнадо-Г» является продуктом модернизации упомянутой установки. Однако, не каждый знает о том, что «Торнадо» — это далеко не первая улучшенная версия. Ещё в 1988 году в Советском Союзе была создана 122-мм «Прима». Сама по себе обновленная РСЗО отличалась от оригинала не сильно: возросло лишь количество направляющих для неуправляемых ракет, их количество довели с 40 до 50. Куда важнее, что вместе с «Примой» в армию должны были пойти новейшие машины оснащения систем залпового огня. А именно: комплекс автоматизированного управления огнём «Капустник-Б», новая транспортно-заряжающая машина, радиопеленгационная и метеорологическая станция РПМК-1, а также автомобиль топографической съёмки.
5. Ан-71

Всевидящее око советских ПВО.
Ещё в 1982 году в Советском Союзе стартовали работы по созданию нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения. При этом новая машина предназначалась для работы на тактическом уровне взаимодействия. Новый отечественный летающий радар должен был быть не слишком большим. При этом Ан-71 мог отслеживать до 120 целей, обнаруживать низколетящие и малозаметные объекты, пеленговать и классифицировать функционирующие РЛС, осуществлять обмен информации со средствами ПВО, ВМФ, сухопутных сил. При этом в первую очередь Ан-71 должен был работать на истребительную авиацию Советского Союза. Предполагалось, что внедрение новой машины повысит эффективность отечественных перехватчиков в 2.5-3 раза. Разработали ДРЛО Ан-71 в кратчайшие сроки. Машина была готова уже к 1985 году. За основу летающей станции взяли самолёт Ан-72. К 1990 году испытания новинки были почти завершены. Однако, уже в 1991 году проект закрыли по причине отсутствия финансирования.
А вот интересное видео с нашего канала – какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие:
В продолжение темы читайте о том, почему красноармейцы не любили ППШ-41 и за какие недостатки его регулярно критиковали.
