Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

9 явлений в пассажирском самолёте, которые до дрожи пугают пассажиров




Когда человек впервые садится в современный пассажирский самолёт, он сталкивается с открытием, к которому жизнь его не готовила: авиалайнер живёт собственной жизнью. Он жужжит и воет, щёлкает, дышит, лязгает и громыхает. Все эти мелочи и другие странные явления очень настораживают тех, кто не привык к полётам или же вообще оказывается в самолёте в первый раз, а некоторых пассажиров они вообще пугают. Конечно, всё это имеет вполне естественное объяснение.


Почему самолёт пугает пассажиров

Пассажирский самолёт может легко напугать.

Пассажирский самолёт может легко напугать.


Современный авиалайнер чрезвычайно сложен, в нём тысячи узлов и механизмов работают одновременно, каждый из них имеет свой собственный голос и оказывает своё влияние на самолёт. В салоне слышны не только двигатели, но и насосы, вентиляторы, систему кондиционирования, гидравлику, и всё это складывается в непонятный набор звуков. Вот только для пассажира без опыта полётов мозг мгновенно выстраивает простую логическую цепочку: громкий или странный шум = неисправность. На деле всё наоборот, и как раз тишина в самолёте может означать больше поводов для беспокойства, чем привычные щелчки, вой или гул.

1. «Жужжание пилы» у A320 и не только

Двигатель самолёта.

Двигатель самолёта.


Пассажиры, сидящие в районе крыла, особенно на Airbus A320, часто слышат протяжный жужжащий звук, похожий на работу пилы или резкий свист. Он появляется при изменении тяги двигателей, когда воздушные винты и системы регулирования потока воздуха выходят на разные режимы. На максимальной мощности шум становится особенно отчётливым, и тот, кто не знает его природы, может решить, что с мотором что-то не так. На самом деле это всего лишь штатная работа воздушных винтов и воздухозаборников: у разных самолётов звук отличается, но у семейства A320 он наиболее узнаваемый и часто становится первым «страшным» впечатлением у новичков.

2. «Лай собаки» и другие «голоса» гидравлики

PTU - электрогидравлический насос.

PTU - электрогидравлический насос.


Ещё один удивительный звук, который часто сбивает с толку пассажиров, — это характерное гавканье внизу фюзеляжа. Его производит система PTU, то есть электрогидравлический насос, перекачивающий жидкость между гидросистемами. На стоянке или во время руления этот звук особенно заметен, и он действительно очень похож на лай собаки. Удивительно, но именно такие голоса говорят о том, что система работает как положено, а не наоборот. Для пилотов характерный ритмичный лай — лишь сигнал, что насос выполняет свою задачу, но для пассажира это звучит так, будто самолёт чем-то недоволен.

3. Пронзительный вой у трапа, гул под полом и дыхание кондиционирования

APU - турбина APU.

APU - турбина APU.


Когда пассажиры заходят на борт и слышат возле трапа пронзительный, почти режущий слух вой, у многих появляется вопрос: почему самолёт работает, если двигатели ещё не запущены? Ответ прост — это работает APU, вспомогательная силовая установка, небольшая турбинка в хвосте. Она даёт электричество и воздух для систем, пока главные двигатели стоят. От неё же питаются кондиционеры, которые в авиации называют «packs». Именно поэтому под полом и в воздуховодах слышен характерный гул и шипение — воздух проходит через клапаны, сбрасывается излишек давления, и весь салон буквально дышит. Иногда это даже сопровождается резкими щелчками, но всё это нормальная работа систем, которые создают привычный комфорт на борту.

4. Щелчки, хлопки и вибрации: от закрылков до тишины

Щёлкающие закрылки.

Щёлкающие закрылки.


Во время взлёта и посадки пассажиры нередко слышат громкие щелчки и гулкие хлопки, но это не поломка и не турбулентность, а работа механизации крыла и шасси. Закрылки и предкрылки приводятся в движение мощными приводами, створки шасси фиксируются замками, а при поднятии и выпуске шасси слышен характерный удар. Дополняют картину сигналы в салоне — короткие «дзынь», которые на самом деле являются командами для экипажа, а не предупреждением пассажиров. Особое чувство тревоги вызывает внезапная тишина, когда двигатели переходят на малый газ, например, при снижении. В этом случае кажется, что моторы выключились, но на деле самолёт продолжает лететь за счёт аэродинамики и способен планировать десятки километров без тяги.

5. Резиновое крыло: насколько оно гнётся

Крылья изгибаются как резиновые.

Крылья изгибаются как резиновые.


Помимо звуков, есть и другие эффекты, которые могут ввести в заблуждение пассажиров, а самых впечатлительных из них даже напугать. К примеру, сидящие у окна часто замечают, как во время полёта крыло изгибается, и у многих от этого по спине пробегает холодок. На самом же деле гибкость крыла — это особенность конструкции, рассчитанная на колоссальные нагрузки. В турбулентности крыло может изгибаться вверх на несколько метров, и это считается нормой. Столь большая пластичность позволяет конструкции гасить вибрации и выдерживать перегрузки, которые в статике сломали бы жёсткий элемент. Поэтому то, что пассажиру кажется тревожным признаком, инженеры изначально заложили в конструкцию как способ повысить безопасность и долговечность.

6. Молнии и грозы: ударить может, пугаться не стоит

Удар молнии предусмотрен конструкцией.

Удар молнии предусмотрен конструкцией.


Пассажирские самолёты нередко становятся мишенью для молний, и экипажи относятся к этому спокойно: статистика утверждает, что каждый лайнер за годы службы получает несколько десятков ударов. Разряд входит в одном месте обшивки и выходит в другом, чаще всего через законцовки крыла или хвостовое оперение. Всё это предусмотрено конструкцией: молниезащита отводит ток по внешней оболочке, не давая ему повредить важные системы. Пассажиры в салоне могут увидеть яркую вспышку и услышать сильный хлопок, но внутри самолёта не отключится ни свет, ни электроника.

7. Шасси, тормоза и запах горячего металла

Горят тормозные колодки.

Горят тормозные колодки.


После жёсткой посадки в салоне может появиться запах, напоминающий горящий металл или перегретые тормоза. Причина проста: колёса и тормозные диски самолёта во время пробега нагреваются до сотен градусов. Иногда их охлаждают специальные вентиляторы, но чаще всего за это отвечают датчики и система контроля температуры. В редких случаях во время прерывания взлёта тормоза работают на пределе, и тогда запах становится особенно резким. Дополняют впечатление звуки: вибрация шасси, гул гидравлики, хлопки створок. Всё это воспринимается как признаки поломки, хотя на деле это штатные процессы, которые просто не похожи на привычные ощущения из мира автомобилей.

8. Скрип воздушных тормозов

Воздушные тормоза издают оглушительный хлопок.

Воздушные тормоза издают оглушительный хлопок.


Во время приземления самолёт останавливается не только за счёт колёсных тормозов, на крыльях и двигателях есть целый набор устройств, которые помогают быстро сбросить скорость. При посадке открываются реверсоры тяги — специальные створки, перенаправляющие поток воздуха вперёд, а на крыльях поднимаются спойлеры, которые резко ломают поток и уменьшают подъёмную силу. В салоне это ощущается как сильная вибрация, сопровождаемая оглушительным гулом. На слух может показаться, что что-то сломалось или двигатель закашлялся, но на деле именно так лайнер эффективно тормозит, особенно на короткой полосе или при тяжёлой посадке.

9. Холодный душ из потолка

Система кондиционирования создаёт зловещий туман.

Система кондиционирования создаёт зловещий туман.


Иногда пассажиры замечают, как в салоне вдруг появляется белесый туман, особенно после включения кондиционирования или во время длительной стоянки. Первое впечатление тревожное — дым, пожар или перегрев, но на самом деле это всего лишь конденсат. Охлаждённый воздух из системы кондиционирования сталкивается с более тёплым и влажным воздухом в салоне, и влага в нём тут же превращается в видимый пар. Именно так создаётся иллюзия тумана или холодного душа из потолка. Через пару минут он рассеивается, а пассажиры остаются при приятной температуре, даже не подозревая, что только что стали свидетелями банального физического процесса.

Ещё интересное с нашего канала:

Какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие



Какими бы совершенными и высокотехнологичными ни были авиалайнеры, рано или поздно их всё равно выводят из эксплуатации. Любопытно, что их дальнейшая судьба складывается по-разному: одни продолжают летать, другие превращаются в металлолом, а третьи становятся ресторанами с крыльями.

Обратите внимание:

0
2374
Версия для печати