Каждый день над океаном летают сотни и тысячи самолетов разных авиакомпаний. При этом не каждый задумывается над тем, что было так далеко не всегда. Долгое время летать напрямую над океаном машинам лишь с парой двигателей запрещалось. Более того, за годы развития отрасли появился целый свод правил для полетов над «большой водой». Одним из наиболее известных является так называемое «правило 60 минут».
Подписание Чикагской конвенции в 1944 году. |Фото: travel.rbc.ua.
Это покажется «удивительным», но никто не заинтересован в том, чтобы над его территорией падали пассажирские и грузовые самолеты. Для того, чтобы самолеты падали как можно реже, их производство, контроль качества и правила управления должны подчиняться каким-то общемировым стандартам. Поэтому 7 декабря 1944 года в Чикаго была подписана на английском, французском, русском и испанском языках «Конвенция о международной гражданской авиации». Сегодня она также известна, как Чикагская конвенция, а 7 декабря отмечается как международный день гражданской авиации.
В 1947 году создана ИКАО. |Фото: dream-air.ru.
На этой самой Чикагской конференции была заложена основа для создания органа, отвечающего за координацию международных воздушных перевозок. Другими словами, был сформирован некоторый свод норм и правил. После окончания Второй мировой войны 26 июля 1945 года была создана Организация объединенных наций, а спустя еще 2 года - 4 апреля 1947 года при ООН была сформирована ИКАО или Международная организация гражданской авиации. Основной для ИКАО стала та самая Чикагская конференция 1944 года. Главными задачами ИКАО на сегодняшний день является планирование и развитие международного воздушного транспорта, обеспечение его безопасности и упорядоченного роста, а также координация методов и принципов международной аэронавигации.
Самолет всегда должен быть в радиусе аэропорта. |Фото: ya.ru.
Помимо международной организации, свои авиационные агентства есть во всех странах. Время от времени положения, предложенные или изданные региональными регуляторами, становятся международными. В большинстве случаев те или иные поправки в международные правила продвигают страны, являющиеся ведущими авиапроизводителями. Так, например, было с инициативой Федерального авиационного агентства США, известной как ETOPS в 1953 году. Так в 1950-е годы американцы разработали «Extended-range Twin-engine Operational Performance Standards / Extended Twin OPerationS» - свод правил для полетов 2-моторных гражданских самолетов с газотурбинными двигателями над водной поверхностью и пустынями. В частности для американских самолетов было принято ETOPS 60, известное у нас как «Правило 60 минут».
Снимок современной карты полетов говорит сам за себя. ¦Фото: ya.ru.
Суть правила предельно проста: пассажирскому самолету с 2 газотурбинными двигателями разрешается лететь из аэропорта «А» в аэропорт «Б» только в том случае, если на протяжении всего полета он будет постоянно находиться в 60 минутах полета от какого-нибудь аэропорта, пригодного для экстренной посадки. Таким образом, ETOPS 60 делает невозможным полеты над морями и пустынями для большинства 2-моторных машин. Из-за этого подобные самолеты вынуждены лететь к конечной цели по кругу, минуя несколько аэропортов. Делается это в целях достижения максимальной безопасности борта.
Даже сегодня не все лайнеры могут пересекать океан или пустыню. ¦Фото: sportishka.com.
В дальнейшем американское правило ETOPS было в скорректированном виде принято и ИКАО. Международная организация расширила его до ETOPS 90 или «Правила 90 минут». В последующие десятилетия благодаря улучшению качества самолетов и двигателей правила ИКАО регулярно менялись. В 1980-е годы ETOPS 90 превратилось в ETOPS 120. Первым отечественным самолетом с 2 двигателями, сертифицированным по 120-му правилу, стал советский Ту-204. На сегодняшний день в мире действует новый стандарт на 180 минут полета для 2-моторных лайнеров. Первым самолетом сертифицированным по ETOPS 180 стал американский Boeing 777. Конечно же, далеко не все пассажирские самолеты соответствуют этому сертификату. До сих пор в мире остаются машины, которые не подпадают даже под 60-е правило.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, может ли пассажирский лайнер приземлиться на автомобильное шоссе как в советском фильме.