Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Ил-40: зачем Жуков похоронил проект «Сталинской двустволки» в советской авиации



Советский штурмовик Ил-40 может по праву считаться одним из самых интересных отечественных военных самолётов, хотя бы и благодаря необычному внешнему виду. Разработка этой машины началась ещё в конце 1940-х годов, а первый полёт Ил-40 совершил спустя два дня после ухода из жизни Иосифа Сталина. Машину успели принять на вооружение, однако с подачи Георгия Жукова от самолёта отказались после производства всего 5 серийных машин. Хрущёв же и вовсе распорядился отправить всю оснастку Ил-40 под пресс. Зачем же это было сделано?


На самом деле самолёт с самого начала вышел спорным.

На самом деле самолёт с самого начала вышел спорным.


Как уже было отмечено, разработка Ил-40 началась после окончания Великой Отечественной войны. Авиастроение и оружейное дело в целом развивались в эти годы особенно бурно. Из-за чего, забегая вперёд, можно сказать, что проект нового советского штурмовика в известном смысле застрял между двумя эпохами. Так, с одной стороны, Ил-40 появился на заре становления авиации с турбореактивными двигателями. Когда конструкторам и военным было уже совершенно очевидно, что поршневые боевые самолёты – удел прошлого. С другой стороны, разработка Ил-40 велась в условиях не до конца оформившегося и развившегося ракетного вооружения. Всё это наложило серьёзный отпечаток не столько на характеристики машины, сколько на её общую концепцию.

Уже после первых тестов компоновку пришлось переделывать.

Уже после первых тестов компоновку пришлось переделывать.


Между тем опыт войны в Корее 1950-1951 годов наглядно продемонстрировал сохраняющуюся необходимость в самолётах непосредственной огневой поддержки сухопутных сил. Довлел на советских военных и чиновников, и опыт Великой Отечественной войны. Поэтому проект Ил-40 в конечном счёте и смог получить зелёный свет. При этом формирование требований к технической части самолёта в основном исходило из плановых представлений о наращивании лётных характеристик и живучести боевой машины, из-за чего конструкция Ил-40 не всегда в полной мере соответствовала уже существовавшим вызовам времени. В этом отношении советские конструкторы честны выполняли те требования, которые к новому самолёту выдвигали сами военные. Однако, ситуация в военной авиации развивалась стремительно.

Прогресс шёл быстро.

Прогресс шёл быстро.


По итогу у советских конструкторов получился 2-местный самолёт низкоплан со стреловидным крылом, оснащённый броневыми корпусом с толщиной защиты от 3 до 16 мм. В движение машина приводилась парой турбореактивных двигателей РД-9В. Каждый обладал тягой от 2150 до 2700 кгс (на форсаже). При длине в 17.2 метра, новый штурмовик имел размах крыла в 17 метров и обладал максимальной взлётной массой в 17.6 тонн при бомбовой нагрузке в 0.4-1.4 тонны. На высоте самолёт можно было разогнать до 933 км/ч при практической дальности полёта в 1 300 км. Вооружение штурмовика состояло из четырёх 23-мм носовых и одной кормовой пушки. Также присутствовала возможность установки под крылья Ил-40 авиационных бомб и неуправляемых ракет.

К 1956 году самолёт стремительно устаревал.

К 1956 году самолёт стремительно устаревал.


При этом ещё на этапе предварительных испытаний машины стало очевидно, что пороховые дымы из передних пушек вызывают помпаж двигателей при попадании в сопла последних. Это обстоятельство вынудило в срочном порядке перерабатывать оригинальную компоновку Ил-40, из-за чего внешний вид Ил-40П уже достаточно сильно отличался от первоначальной модели «двустволки». Впрочем, если помпаж двигателей ещё и можно было победить, то устранить другие спорные моменты в конструкции нового самолёта оказалось не так просто. За окном уже был 1956 год. Ситуация в оборонном комплексе развивалась стремительно, причём не только в сфере авиации, но и в области ПВО. На фоне новых технологий и вызовов, Ил-40 уже выглядел машиной если и не морально устаревшей, то по крайней мере бесперспективной.

Машина была сочтена бесперспективной в условиях быстрого развития ПВО.

Машина была сочтена бесперспективной в условиях быстрого развития ПВО.


Так, на момент середины 1950-х годов советских военных уже не устраивала низкая нормальная бомбовая нагрузка Ил-40, которая составляла всего 400-500 кг. Да, при желании машину можно было нагрузить до 1.4 тонн, однако в этом случае начинали серьёзно страдать лётные характеристики. Не устраивал военных и небольшой 400-километровый боевой радиус новинки. При этом важно отметить, что к средине 1950-х годов с кризисом столкнулся не только проект Ил-40, но концепция всей штурмовой авиации. Не в последнюю очередь из-за стремительного развития ракетных вооружений, советские специалисты стали бояться неоправданно высоких потерь среди узкоспециализированных низколетящих самолётов штурмовой авиации.

Хрущёв и вовсе приказал пустить всю оснастку по Ил-40 под пресс.

Хрущёв и вовсе приказал пустить всю оснастку по Ил-40 под пресс.


Собственно, сочетание этих факторов: кризиса штурмовиков в целом и «неоднозначных» характеристик Ил-40 и стали могильщиками проекта «сталинского двустволки». Застрявший между эпохами самолёт был нужен как воздух советским ВВС, но при этом не мог удовлетворить их требований с учётом образовавшихся вызовов времени. Машина была подвергнута жёсткой критике, в результате чего Георгий Жуков (тогдашний министр обороны) был вынужден констатировать, что с учётом развития ПВО, самолёты Ил-40 будут нести неоправданно высокие потери. Из-за чего проект было решено свернуть. При этом обязанности по непосредственной поддержке сухопутных сил в тех условиях было решено переложить на фронтовые бомбардировщики и истребители в бомбардировочном оснащении. Завершилась эпопея тем, что Хрущёв и вовсе распорядился пустить всю оснастку по Ил-40 под пресс, отдав мощности завода, готовившегося под производство штурмовика – ракетчикам.

А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:



В продолжение темы энергетики читайте про путь солнечной энергии: советское наследие и китайские инновации.

Обратите внимание:

0
1938
Версия для печати