За время существования танкостроительной промышленности получен огромный опыт в производстве мощных боевых машин, способных привести противника в ужас. При этом многие танки были настолько удачными, что не утратили своей популярностью, а некоторые вообще продолжают оставаться в строю до сегодняшнего дня. Рассмотрим несколько успешных экземпляров родом из ХХ века, которые получили статус легендарных.
1. Renault FT-17
Renault FT-17 обладал хорошей проходимостью и огневой мощью/ Фото: wikimedia.org
Мало кто знает, но именно FT-17 считается прародителем самых крутых танков нашего времени. На период Первой мировой войны он обладал революционной конфигурацией (одна башня в верхней части, двигатель сзади, а мехвод – в передней части). При этом какие-либо спонсоны с огневыми точками отсутствуют, что положительно сказалось на проходимости и огневой мощи. По этому пути пошли практически все современные танки.
2. Merkava
Израильский танк «Меркава» мог разгоняться до скорости 55 км в час/ Фото: alternathistory.ru
История культового израильского танка началась в 1977 году. Его главным достоинством считается практически непробиваемая броня, а также скорость движения в 55 км/ч при общем запасе хода в 500 км. Однако увеличенная толщина брони негативно сказывается на скоростных параметрах, ухудшая пропорции «вес-мощь», поэтому машина уступает конкурентам по маневренности и подвижности.
Компоновка танка является комплексной и дорогостоящей в производстве. При этом Merkava идет впереди многих других по огневой мощи и фактору психологического устрашения. К тому же его успешно эксплуатируют в разных армиях мира и до сегодняшнего дня.
3. Т-34
Т-34 стал одним из наиболее распространенных танков Второй мировой войны/ Фото: патриотам.рф
Безусловно, советский Т-34 не смог бы остаться без внимания в рейтинге лучших танков 20-го века. Ведь роль «тридцатьчетверки» во Второй мировой войне переоценить крайне непросто. При ограниченном финансировании и сжатых временных сроках конструкторы смогли выпустить отличный танк с видимым потенциалом для будущего апгрейда, что позволило ему сохранять актуальность вплоть до завершения боевых действий.
А из-за ряда ошибок и проб Т-34 стал еще и технологичным. Неудивительно, что именно ему принадлежит статус одного из наиболее распространенных и популярных танков военного времени. А если рассматривать войну как глобальный конфликт индустриального характера, то здесь выигрывают те, кто имеет надежную и качественную технику «среднего» класса.
4. Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)
Panzerkampfwagen IV стрелял снарядами калибра 75 мм/ Фото: tank-photographs.s3-website-eu-west-1.amazonaws.com
Куда более серьезным танком ХХ века стал Panzerkampfwagen IV родом из Германии. За время выпуска модели немецкие конструкторы соорудили 8700 экземпляров PzKpfw IV. В них совмещались главные преимущества легкого Т-III, включая улучшенную огневую мощь и высокий уровень защиты. Толщина лобового бронирования составляла около 80 мм, а боеприпасы 75-мм орудия могли пробивать броню вражеского танка наподобие фольги. Вообще на свет появилось 1133 образцов с короткоствольной пушкой.
Среди ключевых уязвимостей модели упоминалась небольшая толщина бортов и кормовой части (около 30 мм на ранних версиях). Еще инженеры упустили момент наклона бронелистов, делая упор на технологичность и комфорт пребывания команды.
Следует отметить, что «Панцер IV» стал единственным танком Германии, которому удалось выпускаться серийно на протяжении всей Второй мировой войны. Также он получил статус наиболее массовой боевой машины этого периода. Немецкие танкисты сравнивали его по популярности с советской 34-кой или с американским «Шерманом».
Главными достоинствами модели стала проработанная до мелочей конструкция, надежные комплектующие и отличная боевая мощь.
5. М4 «Шерман»
«Шерман» снабжен вместительным боевым отсеком/ Фото: net-maquettes.com
Не обошлось в рейтинге и без легендарного американского танка М4 «Шерман». К сожалению, отечественные эксперты часто недооценивают эту модель, и это большое заблуждение. Возможно, по некоторым пунктам танк не может конкурировать с советским Т-34, но по другим даже превосходит его.
К примеру, вместительный боевой отсек положительно сказывался на удобстве работы экипажа, поэтому результаты работы превосходили ожидания. Еще «Шерман» предлагал плавное движение и маневренность, поэтому танкисты могли вести стрельбу сразу после остановки. Также модель выделялась надежностью комплектующих и устойчивостью к износу.
6. Pz V «Пантера»
Германия произвела около 6 тыс. единиц Pz V/ Фото: parkpatriot.ru
Шестую строчку занимает еще один танк, которым немцы планировали заменить «Тигра», ведь к 1943 году он фактически исчерпал потенциал для будущих улучшений. И новая модель подходила на роль альтернативы просто идеально – у нее были более оптимальные углы наклона броневой защиты, мощное орудие и солидная скорость передвижения.
Не обошлось и без нюансов, а именно – технологических сложностей и внушительных затрат на производство. Военная промышленность Германии еще справлялась с этим, ведь под конец войны на заводах произвели около 6 тыс. экземпляров машины, то есть достаточно много. В сравнении с четвертой моделью это примерно на 2,5 тыс. меньше.
В итоге «Пантеры» внесли огромный вклад в развитие танкостроительной промышленности Третьего Рейха, позволив ему просуществовать немного дольше.
7. КВ-1
Тяжелый танк КВ-1/ Фото: vimpel-v.com
По боевой мощи КВ-1 мог составить конкуренцию Т-34-76. А после ряда улучшений в 1942 году он стал еще эффективнее и мощнее. Отталкиваясь от перегрузки платформы, а также частых поломок трансмиссии и фрикционов на борту, инженеры решили уменьшить толщину брони на корме и в бортовой части.
С июля того же года был анонсирован серийный выпуск облегченной модификации с приставкой «с», которая расшифровывалась как «скоростной».
За счет меньшей массы нагрузка на компоненты уменьшилась, а новая коробка передач улучшила взаимодействие экипажа с трансмиссией. Еще в модели появилась башенка для лучшего обзора происходящего на поле боя. Версия КВ-1с послужила в качестве основы для создания САУ-152 с калибром орудия 152 мм.
Танки КВ успешно эксплуатировались в боях с момента нападения Германии на Советский Союз. И хоть многие из них не дожили до Победы, в отдельных операциях им удалось достичь отличных успехов.
8. ИС-2 (Иосиф Сталин)
ИС-2, массивный и мощный/ Фото: topwar.ru
В истории советского танкостроения времен Второй мировой войны ИС-2 стал наиболее массивным и мощным танком с наибольшей толщиной брони. Именно ему принадлежит множество побед в важнейших боях последних лет войны, в особенности если рассматривать штурмы населенных пунктов. Броня имела толщину в 120 мм, однако ключевыми его достоинствами являлась незначительная металлоемкость и экономичность.
Вес ИС-2 был сравним с таковым у «Пантеры», при этом уровень защиты был намного больше. Но из-за плотной компоновки потребовалось размещать резервуары с топливом в отсеке управления. Если бронезащиту пробивали, у экипажа оставалось мало шансов выжить. Особо страдал механик-водитель, не имевший специального люка.
Интересно также узнать про панцергаубицу 2000: какие достоинства и недостатки есть у лучшей САУ Европейского Союза.