Сфера вертолетостроения не стоит на месте и постоянно совершенствуется, поэтому на свет появляются еще более технологичные и мощные боевые геликоптеры, имеющие впечатляющие характеристики. Такие машины принимают активное участие в военных, спасательных, эвакуационных, логистических и других операциях, позволяя получить существенное тактическое преимущество над противником или выполнять гражданские миссии.
1. AH-64 Apache
AH-64 Apache совершил первый полет в 1975 году/ Фото: goallclear.com
Открывает наш рейтинг культовый боевой вертолет AH-64 Apache, который был создан и произведен корпорацией Hughes Helicopters, а на данный момент выпускается компанией Boeing. Свой первый полет машина совершила еще в 1975 году, однако до полноценной боевой готовности она была доведена лишь в апреле 1986-го. Все затраченные усилия и время полностью оправдали себя.
Первое боевое применение модели состоялось зимой 1989 года, когда американцы проводили панамскую военную операцию под названием «Правое дело». Вертолеты данной серии хорошо показали себя при штурме резиденции Мануэля Норьеги. А свою основную славу и популярность «Апач» получил в ходе спецоперации «Буря в Пустыне» в Персидском заливе в 1991 году.
Группа машин нанесла удары по радиолокационным станциям противника в западной части Ирака, что позволило расчистить путь для военной авиации для выполнения залпов по Багдаду. На счету AH-64 Apache более 500 единиц бронетехники Саддама Хусейна.
Актуальная модификация «Апачей» комплектуется высокотехнологичным вооружением, куда входит автоматическая пушка М230 30-мм калибра, неуправляемые авиационные ракеты Hydra-70 на 70 мм, а также ракеты AGM-114 Helfire класса «воздух-земля».
2. Белл AH-1 «Кобра» (США)
Белл AH-1 «Кобра» успешно применяли во Вьетнаме/ Фото: aeromax.com
Пополняет подборку специализированный вертолет ударного типа, ставший одним из самых эффективных для ведения военных действий. Боевое крещение Белл AH-1 «Кобра» состоялось в рамках корейской военной кампании. Несмотря на множество препятствий со стороны врага, американский геликоптер отлично показывал себя в боевых условиях и без проблем преодолевал любые преграды на своем пути.
По завершении войны правительства разных стран мира начали закупать Белл AH-1 «Кобра» в больших количествах. При этом основное их назначение заключалось в транспортных операциях, связанных с транспортировкой грузов разного назначения и живой силы. На борту винтокрылых машин устанавливались легкие пушки, поэтому они не справлялись с крупнокалиберными снарядами и пулями из разного рода орудий.
Тем не менее военные нуждались именно в специализированном летательном аппарате, способном наносить точечные удары по противнику, и Белл AH-1 «Кобра» как раз стал таким решением.
При проектировании модели инженеры вдохновились культовым UH-1 «Ирокез». При этом у вертолета была совершенно другая внешность, ставшая вскоре «классикой жанра» среди ударных выпусков. Экипаж находился друг за другом, за счет чего лобовая проекция была уменьшена. Фюзеляж являлся узким, а крылья имели небольшой размер.
В связи с этим силуэт «Кобры» стал максимально выразительным и гармоничным. Американцы успешно применяли «вертушку» во Вьетнаме.
3. Ми-24
Ми-24 вызывала страх у афганских моджахедов/ Фото: techcult.ru
Было бы несправедливо не включить в этот рейтинг легендарный российский и советский вертолет Ми-24, который классифицируется в странах НАТО как Hind. Машину начали поставлять на вооружение ВВС СССР еще в конце 1970-х годов поначалу как транспортный вертолет, а затем и как средство огневой поддержки (в модификации Ми-24Д). Конкретно эта версия вызывала у моджахедов в Афганистане страх и ужах.
Вскоре американцы начали поставлять афганским ополченцам ПЗРК «Стингер», чтобы как-то противостоять новому противнику.
Ми-24 также был в распоряжении армии Ирака, поскольку именно он позволил Саддаму Хусейну предотвратить массовое восстание шиитов на юге страны. За свою историю Hind успел «посетить» армии более чем 40 стран мира и принять участие в десятках военных кампаний в разных уголках земного шара.
Его вооружение может быть весьма внушительным и отличаться с учетом версии. Чаще всего оно включает 12,7-мм пулемет ЯкБ со скоростью 4000-5000 выстрелов в минуту, а также 23-мм или 30-мм авиационную пушку, расположенную в подвижной носовой части.
4. Еврокоптер «Тигр»
Еврокоптер «Тигр» снабжен прицельно-навигационным комплексом МЕР/ Фото: wikimedia.org
На следующем месте разместился один из самых высокотехнологичных и сложных в производстве вертолетов, который принадлежит франко-германскому концерну Eurocopter. Модель появилась позднее, чем Ми-24 и «Кобра», поэтому объединила их некоторые превосходства и опыт других конкурентов.
Французские и немецкие инженеры предполагали, что ключевым атрибутом неубиваемости вертолета станет не его броня, а скрытность и применение передовых элементов РЭБ, а также специфической тактики.
На борту вертолета появились различные датчики, в числе которых – прицельно-навигационный комплекс МЕР наподобие системы «Апач Лонгбоу». Аппарат выпускался в нескольких модификациях для Германии и Франции. Он поставляется с 30-мм пушкой и всевозможными вариантами крылатых ракет. Помимо ПТУР, вертолет может взять на борт снаряды типа «воздух-воздух», чтобы вести огонь против авиации врага.
5. Ка-52 «Аллигатор»
Ка-52 «Аллигатор» может вести огонь на больших высотах/ Фото: aex.ru
На пятом месте у нас идет еще один российский вертолет «Аллигатор», который неоднократно занимал лидирующие места в различных рейтингах и получал оценку лучшего боевого вертолета на планете.
Среди ключевых особенностей модели хочется выделить способность вести огонь на больших высотах и скоростях, что позволило ему превзойти американский AH-64 Apache по ряду параметров. Устанавливаемые на борту противокорабельные ракеты отличаются внушительной дальностью полета. А по уровню бронезащиты и боевой мощи винтокрылая машина отечественной сборки может конкурировать с «Апачем».
6. Ми-28
Ми-28 совершил первый полет в 1982 году/ Фото: aviarf.ru
Советские вертолетостроители приступили к проектированию данной модели почти сразу после выхода Ми-24, и это не удивительно. Новая серия позиционировалась как усовершенствованный приемник для культового вертолета, но без грузового отсека.
Это должен быть чисто боевой летательный аппарат с усиленной броней и мощным бортовым оснащением. Своей первый полет Ми-28 выполнил в 1982 году, приняв участие в конкурсе на лучший ударный вертолет, где также показали еще одну легендарную модель Ка-50 «Черная акула».
При создании Ми-28 применялась концепция высокотехнологичных боевых вертолетов, способных огибать особенности рельефа, а также лететь у самой земли, чтобы быстро выявлять цели противника и наносить по ним удары.
Немаловажную роль сыграла защита. Руководствуясь богатым опытом Афганистана и ряда других горячих точек, инженеры понимали, что машина должна иметь еще более усиленную бронь. Кабина пилотов и стекло справлялось с попаданиями 12,7-мм бронебойных пуль, а также 20-мм осколочно-фугасных снарядов.
Силовые агрегаты были разнесены на большое расстояние, а также получили тепловые фильтры, чтобы минимизировать риск поражения ракетами с тепловым самонаведением. Шасси и корпус могли сохранить жизнь экипажу при падении машины на скорости до 12 метров в секунду.
Интересно также узнать про 8 самых быстрых вертолетов в мире.