
В автомобильном мире технологии исчезают из машин так же стремительно, как и появляются, но есть и исключения. Это настоящая классика, которая держится десятилетиями, и от неё никто не думает отказываться даже в том случае, если появляется что-нибудь новое и более совершенное. Яркий тому пример – барабанные тормоза. Они появились очень давно, с полсотни лет назад они устарели морально и технически, но до сих пор почему-то используются.
1. Откуда пошли барабанные тормоза

Самый первый автомобиль с барабанными тормозами.
Первые автомобили конца XIX — начала XX века больше были повозками с мотором, чем привычными машинами. Их скорость редко превышала 30 километров в час, и поэтому для остановки хватало самых простых решений, вплоть до деревянных колодок, прижимаемых к ободу колеса. По мере того как моторы становились мощнее, а дороги — быстрее, потребовалась более надёжная система торможения. Именно тогда, в 1902 году, немецкий инженер Луи Рено запатентовал конструкцию барабанного тормоза.

Устройства барабанных тормозов.
Принцип его работы оказался на удивление простым: внутри закрытого металлического барабана, вращавшегося вместе с колесом, находились колодки, которые разжимались и прижимались к его внутренней поверхности. Работало это не идеально: приходилось часто регулировать натяжение, а эффективность сильно зависела от погодных условий. Тем не менее сама идея оказалась настолько удачной, что именно барабанные механизмы стали стандартом почти для всех автомобилей первой половины XX века.

С гидравлической системой.
Интересно, что уже тогда инженеры думали не только о надёжности, но и о комфорте. Закрытая конструкция барабана защищала детали от грязи и воды, а в 1920-х появились гидравлические системы, где усилие от педали передавалось через жидкость. Это резко повысило эффективность торможения, и автомобили с барабанными тормозами стали куда безопаснее. Достаточно вспомнить культовые американские седаны пятидесятых или первые массовые европейские малолитражки. Все они оснащались барабанными тормозами, и те стали стандартом для своего времени.
2. Почему их не списали на свалку

Барабанные тормоза.
Казалось бы, после того как в массовое производство пришли дисковые тормоза, барабанные механизмы должны были исчезнуть, но этого не произошло. Более того, они по-прежнему встречаются в новых моделях, особенно в бюджетном сегменте – на задних колёсах легковых машин. Причина не только в экономии, хотя она действительно играет большую роль: производство барабана обходится дешевле, чем изготовление диска с суппортом и колодками. Но главное в том, что задняя ось обычно не нуждается в такой же мощной системе торможения, как передняя.

Внутреннее устройство.
Барабанные механизмы ещё и удивительно универсальны. Они одновременно выполняют роль рабочего и стояночного тормоза, не требуя отдельного узла. Водитель, дергая ручник, фактически использует те же колодки, для простых городских машин это удобно и выгодно. К тому же барабан хорошо защищён от внешней среды: благодаря закрытой конструкции внутрь не попадает грязь, пыль и вода. Есть и другой важный момент: долговечность. Колодки в барабанах изнашиваются медленнее, потому что на задние колёса приходится меньше нагрузки при торможении. Водитель может проехать десятки тысяч километров, даже не вспоминая о замене. В условиях, когда покупатели массовых моделей смотрят на стоимость обслуживания не меньше, чем на цену самого автомобиля, это становится весомым аргументом. И хотя у барабанов хватает минусов, их сочетание дешевизны, практичности и живучести до сих пор удерживает барабанные тормоза в строю.
3. Сильные и слабые стороны

Главное их достоинство - удешевление автомобиля.
У барабанных контраст с дисковыми тормозами очень большой. Диск охлаждается быстрее, благодаря чему лучше выдерживает многократные интенсивные замедления. Барабан, напротив, склонен к перегреву: при активной езде он теряет эффективность, а педаль становится «ватной». Именно поэтому в спорте и на мощных машинах барабаны исчезли. Зато в повседневной жизни барабан способен удивить. Песок или вода редко добираются внутрь корпуса, что снижает риск коррозии и преждевременного износа. Есть у них ещё одно качество, так называемый самоподхват. Колодка, прижимающаяся к вращающемуся барабану, получает дополнительное усилие за счёт самого вращения, и торможение становится эффективнее при относительно небольшом усилии на педали. Именно этот эффект сделал ранние барабаны удобными даже без усилителей.

Среди недостатков - перегрев.
Конечно, минусы никуда не делись. Помимо перегрева, барабаны сложнее обслуживать: чтобы заменить колодки, приходится снимать весь барабан, а процесс регулировки зазоров требует больше времени и аккуратности. При этом эффективность на высокой скорости всё равно уступает дискам. Но для простого городского автомобиля или лёгкого фургона эти недостатки не критичны. Получается любопытный парадокс: с точки зрения инженерии барабан давно устарел, а в реальной жизни он всё ещё достаточно хорош для своей ниши.
4. Где можно встретить сегодня

На современные автомобили их тоже ставят.
Барабанные тормоза по-прежнему стоят на конвейере. Многие бюджетные модели, выпускаемые для Европы и Азии, оснащаются ими на задней оси: это и японские хэтчбеки вроде Toyota Yaris, и популярные корейские седаны класса «B», и некоторые европейские малолитражки. Для производителей это способ удержать цену в рамках доступного сегмента, а для владельцев — гарантия того, что обслуживание не разорит.

Ставят даже на кроссоверы.
Но не только на бюджетники ставят барабанные тормоза. Лёгкие коммерческие автомобили и развозные фургоны нередко комплектуются ими из-за простой конструкции и ресурса. В условиях, когда машина ежедневно перевозит грузы и часто работает в жёстком режиме, важна не столько спортивная эффективность, сколько надёжность и низкая стоимость ремонта. В некоторых странах до половины продаваемых новых машин среднего и нижнего сегмента имеют барабанные механизмы сзади. Даже среди более дорогих машин встречаются гибридные варианты, например, кроссоверы, где передние колёса оснащены дисковыми тормозами, а задние — барабанными. При этом основная нагрузка приходится на переднюю ось, а значит, производитель может позволить себе сэкономить без ущерба для безопасности. За литыми дисками и стильным дизайном может скрываться вполне олдскульная конструкция.
5. Интересные факты и неожиданные примеры

На Volkswagen ID.6 барабанные стоят сзади.
Иногда барабанные тормоза встречаются там, где их не ожидаешь увидеть. Крупные грузовики и автобусы по сей день используют именно эту систему, ведь для них важнее долговечность и устойчивость к грязи, чем спортивная динамика. Здесь барабан работает десятилетиями, выдерживая колоссальные нагрузки и огромный пробег. Удивительно, но барабаны используются в электромобилях. На первый взгляд это странно: наряду с современной техникой используются технологии начала XX века, но у электрокаров особенность. Большая часть торможений происходит за счёт рекуперации, когда двигатель сам замедляет машину и подзаряжает батарею. В итоге на задние тормоза ложится минимальная нагрузка, и барабаны идеально подходят для этой роли, требуя редкой замены колодок и почти не нуждаясь в обслуживании.

На военной технике они тоже используются.
Любопытный пример можно найти и в военной технике. Барабанные механизмы долго использовались на армейских грузовиках и внедорожниках: они менее уязвимы для грязи и камней, а в условиях, где ремонтировать машину приходится буквально в поле, это серьёзное преимущество. И хотя современные боевые машины постепенно переходят на диски, барабаны оставили заметный след и в этой сфере. Так и получается, что уникальные особенности барабанных тормозов сделали их востребованными в самых разных сферах — от городских малолитражек до тяжёлых грузовиков и даже электрокаров.
Ещё интересное с нашего канала:
Sukhoi SuperJet: почему надежда и ненависть «Аэрофлота» почти не летает
С разработкой и эксплуатацией автомобилей связано множество нюансов, о которых в курсе далеко не все водители. К примеру, почему-то до сих пор не все знают, что почему бензиновые моторы не могут переварить дизельное топливо, а попытка им заправиться обязательно приводит к печальным последствиям.
