Переход с механической коробки передач на автоматизированную может стать настоящим сюрпризом для водителя, который никогда не сталкивался с автоматом и даже не потрудился узнать, что это такое. Причём сюрприз может оказаться крайне неприятным, если он не знает особенностей нейтралки в автомате и случаев, когда ею категорически нельзя пользоваться.
С механики на автомат
Механическая КП./ Фото: youtube.com
Механическая коробка передач для легковых автомобилей постепенно теряет свои позиции, и всё чаще даже в базовой комплектации встречаются вариатор или автомат. Причин тому две: во-первых, для большинства водителей АКПП удобнее, а во-вторых, хорошо для производителей, поскольку автомат стоит дороже, служит меньше, да и ломается чаще. В любом случае их число постоянно растёт, но большая часть водителей представления не имеет, как с ними нужно обращаться. По сути, у механической и автоматической коробки передач общих только две вещи: назначение и название, в остальном же они принципиально разные. Автоматическая трансмиссия в классическом своём исполнении даже не управляется, всё делает автомат без участия человека, руководствуясь текущей скоростью и нагрузкой на двигатель.
Механика
Буксировка автомобиля./ Фото: auto.onliner.by
Одна из особенностей механической трансмиссии – наличие нейтральной передачи. В других режимах крутящий момент передаётся на коробку передач, преобразуется при помощи системы шестерёнок и подаётся на колёса. В нейтральном режиме не передаётся ничего и никуда. При этом цепь между ходовой частью и коробкой физически рассоединяется, а колёса вращаются сами по себе без участия двигателя и остальной механики. Этой особенности нашлось много применений, к примеру, можно буксировать автомобиль на не очень длинные расстояния в случае его поломки, можно позволить автомобилю скатиться с длинного склона, чтобы сэкономить топливо, или же поставить на нейтралку на светофоре с той же целью, ради экономии. В итоге использование нейтральной передачи становится настолько удобным и естественным, что без неё не обходится ни одна поездка, и когда водителю приходится пересаживаться на машину с автоматом, он продолжает делать то же самое, хоть это и приносит больше вреда, чем пользы.
Автомат
Автоматическая коробка./ Фото: obukhov.ru
Автоматическая трансмиссия гораздо сложнее механической. Она сама регулирует свою работу, правда, уже с давнего времени водитель может вмешиваться в этот процесс и принудительно переключаться на нужную передачу, в том числе и на нейтральную. Интересно, что в самой коробке передач намного больше деталей, чем у механики, они более мелкие и хрупкие, поэтому АКПП более капризная и чаще ломается, если нарушать режим эксплуатации. В отличие от механики, здесь использование нейтралки можно считать не правилом, а экстренным случаем, и делать это нужно с умом. Причина же кроется в конструкции трансмиссии. Если с механической трансмиссией на нейтральной передаче отключаются колёса, то с автоматической – двигатель. При этом колёса остаются связанными с коробкой передач, а шестерни внутри последней могут свободно вращаться.
АКПП Mercedes./ Фото: cision.com
Если буксировать автомобиль с автоматом на нейтральной передаче, то колёса будут приводить в действие шестерни, то есть будет работать вся коробка передач, но проблема не в этом. Как только трансмиссия переходит в режим N и выключается двигатель, останавливается масляный насос, перестаёт циркулировать масло в АКПП, увеличивается трение между деталями и растёт температура. Это присуще всем автоматизированным коробкам передач, будь то вариатор или гидротрансформаторный автомат. Между ними есть большая разница, но в плане ограничений они похожи. К сожалению, этот недостаток обойти никак не получится, поскольку именно по такому принципу работает автоматическая трансмиссия.
Нюансы эксплуатации
С горки на нейтралке лучше не ехать./ Фото: ddcar.ru
С автоматической трансмиссией не получится обращаться также свободно, как с механической, здесь есть много ограничений. К примеру, одно из них касается буксировки: буксировать автомобиль можно лишь с серьёзным ограничением скорости и лишь на определённое расстояние. Связано это с повышенным износом коробки передач и её перегревом, водителю придётся делать остановки и давать коробке остыть, чтобы та не вышла из строя. Аналогичная история с движением накатом, водителю придётся забыть о том, что можно было бы выключить мотор и ехать только по инерции. Причина та же самая – повышенная нагрузка на коробку, её быстрый перегрев и износ. Те из водителей, кто игнорирует это правило или же просто ничего не знает о сути вопроса, в скором времени обязательно отправятся в сервис и получат внушительный счёт за ремонт или замену коробки.
Парковка под наклоном./ Фото: zr.ru
Список возможностей нештатного использования автоматической трансмиссии не так уж и велик. К примеру, нейтралку можно использовать в качестве замены режима парковки во время стоянки на наклонной плоскости. Подложив под колёса упор, вполне можно надолго оставить машину и не беспокоиться об износе стояночного тормоза. Также на нейтралке оставляют машину в сервисном центре, чтобы её можно было перемещать в пределах мастерской. С учётом буксировки, на этом список полезных плюшек от нейтральной передачи практически заканчивается, поскольку любое её использование сводится к дополнительной нагрузке на коробку передач, которая в текущий момент имеет большие проблемы со смазкой.
Раздатка с нейтралью./ Фото: drive2.ru
Автоматическая трансмиссия – настолько обширная тема, что в ней всегда встречается много малознакомых, а то и вовсе неизвестных тонкостей. К примеру, на некоторых автомобилях есть хорошая возможность обойти ограничения на буксировку. Не у всех, конечно, а только полноприводных внедорожников с раздаткой, у которой тоже имеется нейтральная передача. Если нейтралку включить в раздаточной коробке со схемой переключения «4L-4H-N-2H», колёса отключатся от коробки передач и машину можно будет без проблем перевозить на любое расстояние. На некоторых же полноприводных автомобилях нейтральной передачи нет вообще. Речь идёт про электромобили, которым нейтральная передача абсолютно не нужна.
Вредные привычки
Не всегда нужно переключаться на нейтралку./ Фото: murmansk.mk.ru
Зачастую привычки, годами наработанные на механике, водитель переносит на новый автомобиль с автоматической коробкой передач. Обычно это чревато не очень приятными последствиями в виде повышенного износа коробки и снижения эксплуатационного ресурса. Наверное, одна из самых вредных привычек – это включать нейтралку при каждом удобном случае. Обычно таким образом стараются сэкономить топливо и снизить износ коробки, но с автоматом это совершенно излишне. Нет никакого смысла включать нейтраль во время остановки на светофоре или непосредственно перед парковкой. Одной из самых больших ошибок является стандартный способ вытащить машину во время пробуксовки, поскольку автомат не успевает переключаться между передачами, а частая смена режима изнашивает фрикционы. Также зимой некоторые обладатели АКПП пытаются завестись «с толкача», что не лучшим образом влияет на коробку передач.
На самом деле, у электромобилей нет не только нейтральной передачи, но и в большинстве своём самой коробки передач. Они работают немного по другим принципам и считаются более современными, но при этом имеют немало недостатков.