
Линкор «Аризона» участвовал во Второй мировой войне всего один день. Несмотря на это, его называют легендой, символом сопротивления и людских потерь. На месте затопления корабля сооружен мемориал, который по традиции должен посетить хотя бы раз каждый американский президент. Миллионы людей со всего мира приезжают, чтобы отдать долг памяти и мужеству погибших моряков. Как военный корабль вошел в историю, и почему покоится на морском дне – в нашем материале.
1. Когда был построен линкор

Спуск линкора со стапелей состоялся в 1915 году
«Аризона» – самый известный из линкоров, погибший в Перл-Харбор, и один из самых старых.
Проект будущего корабля одобрили осенью 1912 года, закладка киля состоялась спустя два года на бруклинской верфи в присутствии Франклина Рузвельта – будущего президента. Строительство велось в разгар Первой мировой войны. 19 июня 1915 г. состоялся торжественный спуск линкора со стапелей, за которым наблюдало около 50-70 тыс. человек. А спустя чуть более года военный корабль был принят на службу в Военно-морской флот США.
«Аризона» относится к типу «Пенсильвания», признанного стандартом в 1912-1922 гг. Всего по этому проекту было построено два корабля. На тот момент они считались лучшими и передовыми. Проект линкоров разрабатывался с учетом необходимости перехода на крупнокалиберную артиллерию и увеличенную дистанцию стрельбы.
По замыслу конструкторов, это должно было обезопасить линкор и обеспечить более мощную пробивную силу снарядов. Одновременно и самому кораблю требовалась серьезная защита от снарядов противника, поэтому толщину брони увеличили в несколько раз.
За все время эксплуатации «Аризона» прошла несколько модернизаций, в ходе которых были устранены прежние недоработки и улучшены характеристики. Наиболее серьезная и основная работа проводилась в 1929-1931 гг. Специалисты заменили паровые котлы и турбины высокого давления, вместо прежних сетчатых мачт поставили более современные – треножные. Улучшили противоторпедную защиту, поставили катапульту для самолетов, противовоздушные орудия и доработали еще множество разных систем.
К декабрю 1941 г. водоизмещение линкора составляло почти 36 тыс. тонн, мощность силовой установки – 31 тыс. л.с. На среднем ходу корабль мог преодолеть 20 тыс. миль. Экипаж составлял около 1400 человек.
2. Служба в ВМФ

«Аризона» почти не принимала участие в Первой мировой войне
После введения в эксплуатацию корабль был направлен на ходовые испытания. Сразу после выхода из бруклинской верфи линкор получил серьезные повреждения турбинной установки во время движения под мостом и был отправлен на ремонт. Работы длились около 6 месяцев, поскольку неисправность оказалась очень серьезной. Во всяком случае до этого ни один корабль подобного типа таких повреждений не получал.
В Первой мировой войне «Аризона» практически не участвовала, так как ее котлы работали на нефти, а с этим топливом в Европе в те годы были проблемы. В Старый Свет линкор отправили уже после войны в 1918 г. в составе эскадры, сопровождавшей президента Вильсона, который должен был участвовать в подписании мирного договора. После этого корабль вернулся домой, взяв на борт американских военнослужащих.
Еще раз корабль побывал в Европе год спустя, когда Греция оккупировала турецкий порт. Участвовал в операции по спасению американских граждан и работников дипломатического корпуса.

Перед Второй мировой войной «Аризону» часто использовали как учебный корабль
После этого в течение 20-30-х гг. он использовался исключительно как учебный корабль. Курсировал вдоль побережья, участвуя в бесконечных тренировках.
В конце 30-х гг. место базирования линкора было перенесено в Перл-Харбор, где он также был занят в различных учениях. Осенью 1941 года корабль получил повреждение буля от линкора «Оклахома», когда тот не сумел разойтись с другим линкором.
Это событие оказалось роковым для «Аризоны», поскольку ее планировали отправить на Западное побережье. Вместо этого корабль остался на ремонте в Перл-Харборе до конца ноября. По завершении работ линкор вновь принял участие в учениях, которые завершились 5 декабря. Тем же вечером он занял свое место в линкорной линии рядом с другими кораблями.
3. Гибель линкора

Линкор погиб в результате атаки японцев на Перл-Харбор
Вечером 5 декабря командование известило экипаж о предстоящем переходе к Западному побережью. Отплытие назначили на 13 декабря, приказав подготовить корабль к походу. Его заправили топливом под завязку, открыли все двери и люки, чтобы убрать и проветрить помещения. К вечеру 6 декабря все члены экипажа вернулись из увольнительных, так что к началу рокового дня почти 1400 человек были на корабле.
Утром 7 декабря моряки увидели первые самолеты с красными «тарелками» на крыльях. Их появление вызвало недоумение, поскольку никто не мог понять, кто и зачем летит. Боевая тревога прозвучала только в 7.55, когда с неба начали сыпаться японские бомбы. Экипаж «Аризоны» вступил в бой с запозданием, после того как с других кораблей открыли ответный огонь.
К сожалению, команда не смогла нанести поражение врагу, так как пулеметы корабля не достреливали до самолетов, летевших на высоте 3 тыс. м. А еще вести прицельный огонь из пушек мешал пришвартованный к борту транспорт «Вестал». Линкор был атакован 10-ю бомбардировщиками, летевших двумя группами по 5 самолетов и несущих бомбы весом 800 кг.
Эксперты и историки до сих пор не пришли к единому мнению, что же стало причиной гибели линкора. Есть версия, согласно которой сброшенная бомба отрикошетила от обшивки одной из башен главного калибра, пробила палубу и задела зарядные погреба. Началась детонация снарядов, которая и разрушила корабль.

Мемориал на месте гибели «Аризоны»
Согласно другой точки зрения, из-за взрыва бомбы загорелись пороховые погреба. Последовал мощный взрыв, разорвавший всю носовую часть. Башни главного калибра подлетели вверх на несколько метров, а затем рухнули вниз, пробив палубу и пролетев внутрь на 10 метров. Несколько тысяч тонн нефти, хранившейся на корабле, выплеснулось и загорелось. Огненный шар был такой силы, что линкор «Теннесси», стоявший недалеко от «Аризоны», залило горящим топливом.
Спастись из адского пламени было невозможно. Все люди, находившиеся в носовой части, сгорели заживо. Капитана смогли идентифицировать лишь по двум обугленным пуговицам, которые позже обнаружили водолазы.
Корпус корабля был почти не разрушен, поскольку взрыв случился внутри и был сдержан толстым слоем брони. Вся сила удара пришлась на внутреннюю часть, из-за чего металл так покорежило и перекрутило, что водолазы потом не смогли пробраться к месту трагедии.
Вода хлынула сквозь пробоины, и корабль начал тонуть. По свидетельствам очевидцев, он горел еще двое суток, время от времени раскаляясь добела. В общей сложности погибло 1177 человек, из которых 900 бесследно сгорели.
Линкор признали непригодным к восстановлению, поэтому правительство решило оставить его на месте трагедии. Спустя несколько лет над ним возвели мемориал в память о погибших моряках.
А теперь интересное видео с нашего канала:
Куда и почему из российских рек и озер почти полностью исчезли осетровые рыбы
Интересно также узнать, зачем военные корабли обливают морской водой.
