Эпоха Советского Союза знаменита своими мегапроектами. Причем размах наблюдался практически везде - если это была не масштабность, то новаторство разработки. В трудные девяностые эта тенденция практически сошла на нет, и лишь недавно отечественные новостные каналы все чаще стали рапортовать о планах возрождения проектов, которые по тем или иным причинам не удалось создать в советскую эпоху. Вашему вниманию «пятёрка» проектов родом из СССР, которые удалось воплотить в жизнь уже в современной России.
1. Ил-114
Советский самолет, получивший билет в жизнь только через четверть века. /Фото: rt.com
Этот самолёт начали разрабатывать еще при Брежневе для внутреннего пользования. Отдельное внимание уделялось способности Ил-114 взлетать даже с грунтовой полосы. Кроме того, этой моделью планировалось заменить Як-40 и Ту-134. Около десяти лет разработки позволили в итоге самолету совершить первый полет в 1990 году. Однако развал Советского Союза едва не поставил крест на перспективной разработке.
Чертежи Ил-114. /Фото: syl.ru
Все дело в том, что основные мощности для сборки были развернуты в Ташкенте, и после того, как Узбекистан стал независимым государством, процесс сертификации модели растянулся более чем на десятилетие. А как только были готовы начать производство, стало ясно, что это попросту неактуально: отечественные авиакомпании из-за отсутствия внутреннего предложения обратили внимание на иностранные самолеты.
Всего пару лет назад проект Ил-114 был возобновлен. /Фото: aviation21.ru
И только в 2014 году возникли первые высказывания о возрождении производства Ил-114. Более трех лет продолжалась полемика относительно востребованности подобной разработки. И в 2017 году проекту все-таки решили дать вторую жизнь, а совсем недавно, в декабре 2020 года самолёт со видоизмененным названием Ил-114-300 совершил первый полет.
Всего месяц назад возрожденный Ил-114-300 совершил свой первый полет. /Фото: vedomosti.ru
Возрожденная машина позиционируется как турбовинтовая модель, которая была собрана только с использованием отечественных комплектующих и двигателей. После получения сертификации самолет планируется поставить «Полярным авиалиниям»: Ил-114-300 не нуждается в специальных условиях для посадки, а потому его можно использовать в качестве базовой машины для региональных перевозок.
2. Десантный корабль «Зубр»
Десантные корабли, забытые после распада Союза. /Фото: pinterest.ru
Десантный корабль «Зубр» разрабатывался как самая большая машина на воздушной подушке, которая должна была быть способна не только транспортировать грузы, технику и людей, но и при необходимости высадить их на необорудованный берег. Работа над проектом пришлась на конец семидесятых годов прошлого века.
К 1988-му восемь собранных к тому моменту экземпляров были поставлены на вооружение ВМФ СССР. После 1991 «Зубры» оказались в составе флота России и Украины, а один из них был продан. Недостроенные корабли решили не заканчивать, а попросту утилизировали. И хотя имеющиеся единицы все еще эксплуатировались, о новых долгое время даже речи не заходило.
Технические характеристики советского корабля. /Фото: iz.ru
А вот в 2014 году к «Зубрам» внезапно снова вернулся интерес. Некоторое время велись споры о целесообразности возобновления их производства. В результате десантным кораблям на воздушной подушке все-таки решили дать новый билет в жизнь. Так, согласно планам российского правительства, новые «Зубры» в состав ВМФ будут поставлены не позднее 2027 года.
Очень скоро «Зубров» станет больше. /Фото: wikiрedia.org
Чтобы возобновить производство этих кораблей пришлось с нуля воссоздать весь производственный процесс. Конечно, в данном случае учитывался опыт современных технологий, поэтому для создания «Зубров» используются улучшенные материалы постройки, модернизированная электроника и программное обеспечение. Перспективы у возрожденного проекта большие: корабли предполагается производить не только для внутренней эксплуатации, но и для продажи их за рубеж.
3. Фотоаппарат «Зенит»
Одна из тех советских технологий, по которой сегодня испытывают искреннюю ностальгию. /Фото: fotoussr.ru
Пожалуй, не было в Советском Союзе человека, который не знал и не хотел бы иметь легендарный фотоаппарат «Зенит». Правда, в те времена дефицит касался и техники, поэтому позволить себе вожделенную камеру могли не все. А когда развалился СССР, то знаменитый фотоаппарат внезапно оказался невостребован, не выдержав конкуренции западных аналогов.
Современные технологии в знакомом с советских времен дизайне. /Фото: kp.ru
И вот, чуть больше двух лет назад информационное пространство буквально взорвала новость о том, что легендарную советскую марку хотят возродить. Компании «Ростеха» и «Leica» совместно произвели лимитированную серию к 2019 году, и она была распродана по предварительному заказу в полном объеме.
Вот только стоимость возрожденного «Зенита» откровенно удручает даже ностальгирующих обывателей: по информации Novate.ru, один такой фотоаппарат стоит 400 тысяч рублей, то есть как качественная профессиональная камера, а значит, позволить его сможет не каждый.
4. Мост через Керченский пролив
Железнодорожный мост через Керченский пролив в 1944 году. /Фото: perekop.ru
Идея возведения моста через Керченский пролив, который соединял был Крымский полуостров с материком, появилась еще дореволюционные времена, однако тогда её не смогли воплотить в жизнь. В некотором смысле проект был реализован в советский период: в 1944 году после освобождения Крыма на месте возведенной немцами временной переправы по приказу Сталина построили железнодорожный мост. Вот только простоял он меньше года: активный в том районе ледоход попросту разбил опоры сооружения.
Крымский мост смогли возродить только несколько лет назад. /Фото: wikipedia.org
Дальнейшие попытки возвести мост на Керченский пролив также не имели никакого развития. И только четверть века спустя после развала СССР к этой идее вернулись снова, чтобы максимально увеличить и облегчить при этом связь с Крымом. Несмотря на постоянно увеличивающаяся конечная цифра в смете и ряд других проблем, мост торжественно открыли в мае 2018-го, а год спустя по нему пустили железнодорожное сообщение.
5. Самолет-амфибия А-40 «Альбатрос»
Советский самолет-амфибия был самым большим на планете. /Фото: navy.su
Гидросамолет А-40 «Альбатрос» был настоящей гордостью Советского Союза периода войны, ведь он не только считался отличной техникой для осуществления поиска, преследования и уничтожения вражеских субмарин. Он также носил почетное звание самого большого на планете самолета-амфибии. Однако использование во время потенциальных боевых действий было не единственным функционалом «Альбатроса»: его также приспосабливали для поисково-спасательных работ на большом расстоянии от берега.
Посадка А-40 на воду. /Фото: nevsedoma.com.ua
Казалось бы, у такой перспективной машины и будущее будет безоблачным, однако не имевший аналогов советский самолет, который триумфально продемонстрировали на международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 году, внезапно просто перестали производить. А все из-за развала СССР, ведь Минобороны РФ на тот момент оказался не способным финансировать столь масштабный и затратный проект - по данным редакции Novate.ru, денег не хватило даже на проведение испытаний.
Бе-200 - уменьшенная реплика «Альбатроса». /Фото: veteranos.gr
Однако отказываться полностью от перспективной разработки не собирались: бывший «Альбатрос» стали многократно модифицировать, чтобы приспособить его для тушения лесных пожаров, как самолет-спасатель и даже в качестве пассажирского лайнера средней дальности. Результатом этих трансформаций стал многоцелевой Бе-200, который, по сути, является тем же А-40, только в меньшем размере, а производили его специально для МЧС.
Совсем скоро «Альбатрос» вновь расправит свои крылья. /Фото: testpilot.ru
А в 2016 году в правительстве стали задумываться о том, чем бы заменить Бе-200. Вот тут-то и вспомнили про его знаменитого предшественника, ведь уменьшенная копия «Альбатроса» оказалась не настолько универсальна и эффективна, да и технические ее характеристики значительно проигрывали. Поэтому уже в 2018 году было объявлено о возобновлении производства многоцелевого реактивного самолёта-амфибии А-40. И уже через год-два «Альбатросы» смогут парить над землей, как того хотели еще советские разработчики.
Хочешь узнать, какая масштабная задумка сталинских времен тоже получила шанс на возрождение? Тогда читай: Вторая жизнь Трансполярной магистрали: почему после долгого упадка советский мегапроект решили возродить