В октябре 2023 года министр обороны России Сергей Шойгу посетил предприятие «Авиастар», где среди прочего произошло обсуждение перспектив развития военно-транспортной авиации. Сергей Кужугетович отметил факт двухкратного увеличения трафика военно-воздушных перевозок в современной России относительно советских показателей. В связи с этим министр обороны указал на необходимость увеличить закупки транспортных и грузовых бортов для нужд вооружённых сил России. В первую очередь речь шла о модификациях Ил-76 и налаживании производства Ан-124. Вот только с последним у страны есть большие проблемы…
Гордость советской авиации. |Фото: fishki.net.
Тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан» разработки киевского ОКБ «Антонов» - настоящая гордость советской дальней военно-транспортной авиации. Как это часто бывало в истории СССР при строительстве высокотехнологических устройств и машин, строили 124-ый натурально «всей страной». Помимо российского УАПК и украинского КиАПО, в работе над уникальной машиной принимали участие еще сотни различных предприятиях из всех республик Советского Союза. 1991 год нанес тяжелейший удар по серийному производству «Русланов», разорвав между республиками давно устоявшиеся производственно-технологические связи.
Самолет отличный. |Фото: myskillsconnect.com.
Если принимать участие мелких предприятий в проекте Ан-124 молодая Российская Федерация еще как-то могла, то вот обойтись без помощи украинских родственников было никак. Главная проблема была даже не в том, что в советские годы процесс создания «Русланов» был фактически поровну разделен между киевским и ульяновским авиационными заводами. Настоящая беда для России заключалась в том, что двигатели для Ан-124 производились на территории УССР. В движение транспортный самолет приводился установками Д-18Т разработки и производства запорожского МКБ «Прогресс» (после распада СССР – «Мотор Сич»).
Без двигателя никак. ¦Фото: hdpic.club.
До поры до времени Россия и Украина шли на встречу друг другу в деле авиационного строительства. Все-таки с распадом СССР многого лишились не только российские, но и украинские авиастроители. В 2008 и 2012 годах вопрос о сотрудничестве в области производства двигателей Д-18Т неоднократно поднимался. На какой-то момент между сторонами был достигнут существенный прогресс в переговорах. Однако, последующие события 2013-2014 годов поставили крест на любом сотрудничестве в сфере военных технологий. А после известных событий 2022 года представить себе сотрудничество двух стран особенно в области вооружений и вовсе невозможно. Во всяком случае – пока.
Перевезет, что угодно. |Фото: hdpic.club.
Авиационный двигатель – это, пожалуй, важнейший и сложнейший компонент конструкции самолета. Аналогов Д-18Т у России нет и в ближайшее время не появится. Советский агрегат способен выдавать мощность до 23.4 тысяч кгс. Ближайший по характеристикам российский агрегат – это двигатель от Ил-76. Однако, мощность ПС-90АЗ составляет всего 16 тысяч кгс. Для Ан-124 «Руслан» этого показателя недостаточно. Предполагается, в будущем у России все-таки появится установка ПД-35 с тягой 35 тысяч кгс. Вот только, когда агрегат увидит свет божий, неизвестно. Еще в 2021 году на его разработку было выделено 44.6 млрд рублей. Однако, уже в августе 2022 года руководство АО «ОДК-Авиадвигатель» заявило, что из-за санкций и необходимости срочно разрабатывать двигатели для гражданских самолетов, ресурсов на ПД-35 фактически не остается. А значит, увидеть установку в 2027-2028 году Россия сможет едва ли.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про самолёт без хвоста и со смешанным крылом – новый американский транспортник.