До сих пор ГАЗ-14 считается многими любителям автомобилей лучшей советской машиной класса «люкс». Некоторые из опций «Чайки», появившейся на советских дорогах в конце 1970-х, неплохо смотрятся по сей день. Более того, отдельные функции новинки и вовсе были прорывными не только для советского, но и для мирового рынка. «Чайка» никогда не производилась для продажи частным лицам, а потому сегодня такие машины крайне редки. Итак, что же было интересного в 14-ой и почему выпуск автомобилей неожиданно свернули?
Советский автомобиль ГАЗ-13. /Фото: autonews.ru.
Советский автомобиль класса «люкс» ГАЗ-14 с самого начала не предназначался для широкого потребительского рынка. Машину и не думали продавать простым гражданам. Вместо этого «Чайка» должна была стать новым служебным автомобилем, полагавшимся только министрам, первым секретарям партии, директорам крупных предприятий и высокопоставленным военным. Помимо этого, ГАЗ-14 использовался в составе правительственных кортежей при встрече иностранных гостей в СССР. В том числе по причине узкой специализации, «Чайку» очень долго готовили к запуску в производство. С выпуском машины, скажем прямо, не спешили.
Новая Чайка была прекрасна. /Фото: auto.vercity.ru.
Разработка ГАЗ-14 стартовала еще в 1967 году под руководством Александра Просвирнина. Советские инженеры доводили новую «Чайку» до совершенства на протяжении почти 10 лет! До конвейера автомобиль добрался лишь в 1977 году, сразу же став звездой автомобильного рынка СССР. Выпускали 14-ый на протяжении 11 лет вплоть до 1988 года. В общей сложности Горьковский автозавод успел выпустить 1 114 таких машин. Как не сложно догадаться, новый автомобиль класса «люкс» предназначался для замены предыдущей модели – ГАЗ-13. Несмотря на близость индексов и названий, новая «Чайка» была продуктов глубокой переработки.
Многие считают лучшей советской машиной. /Фото: photocentra.ru.
В сравнении с предыдущей моделью конструкция претерпела ряд серьезных изменений. Двигатель ГАЗ-13 был форсирован со 195 до 220 «лошадей» и получил сразу два карбюратора. Машина обзавелась электронной системой зажигания, новыми системой охлаждения с антифризом и системой смазки. Последняя получила односекционный маслонасос со сменным фильтром. В то же время автоматическая коробка передач «Чайки» в сравнении с предыдущей машиной не претерпела каких-либо изменений. Были в ГАЗ-14 и другие любопытные технические новшества. Советские конструкторы переработали подвеску, повысили безопасность автомобиля, изменили дизайн кузова и отделку салона.
Доступны такие были не всем. /Фото: ВКонтакте.
Относительно ГАЗ-13, новая «Чайка» также обзавелась огромным количеством инноваций, некоторые из которых до сих пор смотрятся вполне симпатично. В предыдущей машине серии из «роскоши» была разве, что пепельница с электроприкуривателем и радиоприемник с 5 диапазонами и поднимающейся антенной. В свою очередь ГАЗ-14 обзавелся огромным количеством сервоприводов. Благодаря этому в новой чайке опускались и поднимались не только антенна и боковые стекла, но и, например, противотуманные фары. «Чайка» 1977 года была одним из первых автомобилей, получивших центральный замок. Все стекла, включая боковые, получили подогрев, а фары – струйные очистители. Увы, несмотря на все это в 1988 году проект ГАЗ-14 не просто закрыли, а фактически уничтожили в рамках «борьбы с привилегиями» начатой Горбачевым.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему народ так и не полюбил первый советский универсал ВАЗ-2102.