Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



Господство в воздухе – ключевой момент в ведении боевых действий, без этого практически нет никаких шансов достичь более или менее значительного успеха. Это заставляет военные ведомства плотно заниматься разработкой новых боевых самолётов, и Россия не исключение. Самоё же последней отечественной новинкой в этом направлении является многоцелевой истребитель с внутризаводским индексом Т-50, он же Су-57.


Пятое поколение

Су-47 «Беркут». / Фото: pinterest.com

Су-47 «Беркут». / Фото: pinterest.com


Концепция современного самолёта успела существенно измениться за последние пару десятилетий. Если раньше упор делался на такие параметры как скорость или манёвренность, то теперь с развитием военных технологий акценты несколько сместились. Сейчас куда большую роль играют электронные системы, повышение малозаметности и многоцелевое использование. На текущий момент предпочтение отдаётся универсальным истребителям, оборудованным по последнему слову техники, которым по плечу выполнение практически любой миссии.

Су-47 «Беркут». / Фото: gunsfriend.ru

Су-47 «Беркут». / Фото: gunsfriend.ru


В Советском Союзе работы над перспективным истребителем начали ещё в 1983 году. К тому времени Министерство обороны составило список требований, которым должен был соответствовать истребитель пятого поколения, им и руководствовались разработчики из ОКБ имени Сухого. Итогом работ стал экспериментальный Су-47 «Беркут», он выполнял роль летающей лаборатории и впоследствии стал прародителем Су-57. В нём использовалось много новшеств, например, крылья с обратной стреловидностью и широкое применение композитных материалов, в том числе для изготовления крыльев и фюзеляжа.

Т-50 (Су-57). / Фото: maxpark.com

Т-50 (Су-57). / Фото: maxpark.com


Уже тогда конструкторы всерьёз задумывались над созданием малозаметного самолёта, поэтому всё вооружение планировалось спрятать внутри фюзеляжа, хоть на экспериментальный истребитель оружие не монтировалось. Зато имелась бортовая РЛС для кругового обзора, система жизнеобеспечения, инновационная катапульта, спутниковая навигация, бортовой компьютер и многое другое. Проект впоследствии закрыли, но наработки и полученный опыт активно использовались для создания перспективного истребителя Т-50.

Т-50 (Су-57)

Т-50 (Су-57). / Фото: warspot.ru

Т-50 (Су-57). / Фото: warspot.ru


Проект по созданию перспективного многоцелевого истребителя Т-50 открыли ещё в 2002 году, а зимой 2010 года стартовали лётные испытания. Многое в нём пришлось делать практически с нуля, из-за чего разработка сильно тормозилась. В частности, конкретно для этого самолёта разработали совершенно новый двигатель АЛ-41Ф1, но он не подошёл по ряду характеристик. В 2017 году его тестировали на Т-50, и он превзошёл все ожидания: АЛ-41Ф1 обеспечивал высокую маневренность, отличные показатели тяги и даже мог разогнать истребитель до сверхзвуковых скоростей, не используя при этом форсаж, что было одним из требований к самолёту пятого поколения. Вот только он оказался слишком горячим и с головой выдавал летящий самолёт инфракрасным системам наблюдения. Несмотря на это перспективный истребитель пошёл в серийное производство, и согласно очень скупой информации, он уже в текущем году получит (или уже получил) новые модернизированные двигатели.

Т-50 (Су-57). / Фото: naked-science.ru

Т-50 (Су-57). / Фото: naked-science.ru


Помимо них, в Су-57 внедрили множество технических решений, поднимающих истребитель на совершенно новый уровень. В частности, технологии малозаметности. Согласно имеющейся информации, конструкторы не ставили перед собой цель сделать самолёт абсолютно невидимым для систем ПВО, скорее, они стремились сократить дальность обнаружения. Для этого его корпус покрыли составом, поглощающим радиоизлучение, а также рассчитали его форму таким образом, чтобы сигналы от РЛС отражались в другую сторону и не фиксировались локаторами.

Т-50 (Су-57). / Фото: hi-news.ru

Т-50 (Су-57). / Фото: hi-news.ru


Система управления Су-57 имеет высокую степень интеграции с бортовым компьютером. Часть информационной системы перенесена непосредственно в шлем пилота и проецирует данные на щиток шлема, а система целеуказания следит за движением глаз и может фиксировать цель, если на ней задержать взгляд. Система катапультирования автоматизирована, связана с компьютером и срабатывает самостоятельно в экстренных ситуациях.

Т-50 (Су-57). / Фото: artfile.ru

Т-50 (Су-57). / Фото: artfile.ru


О системе обнаружения известно очень мало, её характеристики и технические особенности строго засекречены. Тем не менее согласно имеющейся информации, она включает в себя радиолокационную и оптолокационную системы, чьи датчики разбросаны по всему фюзеляжу. Часть обшивки изготовлена из композитов на основе углеволокна, чтобы обеспечить прозрачность для радиоволн. При этом сделан акцент на использовании пассивных методов обнаружения, чтобы не раскрывать расположение самолёта.

Т-50 (Су-57). / Фото: twitter.com

Т-50 (Су-57). / Фото: twitter.com


Все системы вооружения спрятаны внутри корпуса, чтобы уменьшить видимость самолёта. Вооружение же стандартное: авиационная пуска 9-А1-4071К калибра 30 миллиметров, а также ракеты воздух-воздух и воздух-поверхность новых конструкций. Возможно, в него войдут и умные планирующие бомбы, которыми в последнее время активно стали пользоваться ВКС РФ.

В развитии самолётостроения экспериментальные самолёты играют важную роль летающих лабораторий, а некоторые из них настолько чудные, что в их существование сложно поверить.


Обратите внимание:







1910
17.07.2023 09:23
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё