Корабли-ледоколы есть отнюдь не только у России. Однако, у последней их больше всего: примерно 50 судов, включая гигантские атомные ледоколы. На втором месте стоит Финляндия – 10 ледоколов. На третьем Канада – не более 10 судов. Далее идут США и Дания с 5 и 4 ледоколами соответственно. 4 подобных судна есть у Швеции, еще 3 у Китая. У большинства других стран буквально по 1-2. При этом Россия является единственной страной, обладающей ледокольным флотом как таковым. В США, например, подобные суда входят в состав Береговой охраны. Наконец, Россия до сих пор единственная страна, имеющая в распоряжении атомные ледоколы. Одним из таких как раз и является «Ямал».
Лицо атомного флота России. |Фото: photocentra.ru.
«Ямал» — это не только полуостров на севере Западной Сибири, но еще и советско-российский атомный ледокол, спущенный на воду в 1989 году и принятый в эксплуатацию уже в 1992 году. На сегодняшний день «Ямал» является седьмым по счету кораблем, добравшимся до Северного полюса планеты. В общей сложности атомный ледокол совершил более 46 рейдов. В 1996 году «Ямал» пережил пожар. В 2009 году столкнулся с порожним танкером (шел на балласте), после чего был вынужден осуществить его сопровождение до безопасного порта. В том же 2009-м «Ямал» принимал участие в спасательной операции группы археологов из бухты Ледяная Гавань, что в архипелаге Новая Земля. Список приключений и «злоключений» российского атомного ледокола можно было бы продолжать еще долго.
Красивый корабль. |Фото: severpost.ru.
Что же касается характеристик атомохода, то его полное водоизмещение составляет 23.46 тысяч тонн. Габариты ледокола – 147.9х30х55 метров. Осадка судна составляет 11 метров, а высота борта на миделе – 17.2 метра. В движение «Ямал» приводится парой атомных реакторов ОК-900А мощностью 171 МВт каждый. Реакторы вращают пару турбин ТГГ-27.5 ОМ5 с генераторами постоянного тока, которые в свою очередь выдают до 75 тысяч лошадиных сил (порядка 55 МВт), передавая их на три гребных винта. После заправки атомным топливом «Ямал» может плавать на протяжении примерно 4 лет.
Акулья улыбка появилась в 1994 году. |Фото: fishki.net.
Запасов на судне хватает для рейдов продолжительностью в 7.5 месяцев при полном комплекте экипажа в 145 человек и полной запылённости ледокола пассажирами в 128 человек. Для перевозки туристов ледокол не предназначен, однако на нем постоянно плавают различные пассажиры-специалисты, например, ученые. Кстати, рисунок акульей пасти на носу «Ямала» впервые появился в 1994 году по просьбе туристической компании в рамках оформления ледокола для детского круиза. С тех пор рисунок пасти стал для судна традиционным и наносится по сей день.
Ледокольный флот России - самый большой в мире. ¦Фото: atomic-energy.ru.
Благодаря мощной силовой установке полная скорость хода «Ямала» может достигать 21 узла (38.89 км/ч) при движении по чистой воде. При движении по предельной толщине льда в 2.8 метра устойчивая скорость «Ямала» составляет 1-2 узла. Российский ледокол имеет двойной корпус, выполненный из стали АК-28. В местах столкновения корпуса с льдом имеется специальный защитный пояс толщиной 30-46 мм. Также корпус судна защищен при помощи специальной полимерной краски «Инерта-160», которая среди прочего сокращает трение борта о лед. Важной особенностью «Ямала» является еще и то, что советский ледокол может колоть лед как двигаясь вперед, так и сдавая назад.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про «Ленин»: чем до сих пор удивляет первый атомный ледокол.