Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 2
+2
-1 0
Машины    



«Ленин» — это не просто первый атомный ледокол, но еще и первый надводный корабль с атомной силовой установкой. Живое свидетельство того, что атом имеет куда лучшее применение, чем быть внедренным в очередную бомбу. И хотя последние 34 года «Ленин» уже никогда не ходит, огромный корабль до сих пор находит чем удивить тех, кто поднимается на его борт. Что же в нем интересного?


Построен в кратчайшие сроки. |Фото: mrg-online.ru.

Построен в кратчайшие сроки. |Фото: mrg-online.ru.


На самом деле было бы проще сказать, что в атомном ледоколе «Ленин» интересного нет. Корабль заслуживает внимания уже только потому, что является первым в своем роде. О проекте атомного ледокола для обслуживания Северного морского пути в Советском Союзе задумались еще в начале 1950-х годов. Страна остро нуждалась в ледоколе для сопровождения морских караванов. Задача по созданию атомохода была поручена ЦКБ-15 (сегодня ПАО ЦКБ «Айсберг»). Работы над проектом №92 велись советскими конструкторами с 1953 по 1955 год. Главным конструктором был назначен Василий Иванович Неганов. За разработку атомной установки отвечал Игорь Иванович Африкантов. Научным руководителем проекта первого в мире атомохода выбрали Анатолия Петровича Александрова.

На вечном причале. |Фото: wikimedia.org.

На вечном причале. |Фото: wikimedia.org.


Для создания борта перспективного судна в Советском Союзе были разработаны принципиально новые материалы. Над их созданием трудились специалисты института «Прометей». В кратчайшие сроки советские специалисты представили две новые марки корпусной стали: АК-27 и АК-28. Наконец, в 1956 году будущий ледокол заложили на Судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. Узлы, агрегаты и оборудование для «Ленина» создавали буквально по всей стране. В общей сложности к проекту было привлечено свыше 500 предприятий из разных уголков СССР. Специально для атомохода пришлось разработать и создать 150 новых видов оборудования и около 80 принципиально новых механизмов. Судовые турбины для ледокола создали на Кировском заводе, главные турбогенераторы сделали специалисты Харьковского электромеханического завода, гребные электродвигатели – на заводе «Электросила» в Ленинграде.

Здоровенный корабль. |Фото: 35photo.pro.

Здоровенный корабль. |Фото: 35photo.pro.


На воду «Ленин» был спущен в 1957 году. Ядерную установку на корабль установили и запустили в 1959 году. В ходовые испытания с Адмиралтейского завода судно отправилось под командованием своего первого капитана – Павла Акимовича Пономарева в сентябре того же года. Хотя «Ленин» был полон новейших и секретных разработок, корабль активно использовался в целях пропаганды, в том числе в рамках политики мягкой силы. Еще во время строительства на его борту побывали министры КНР, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон. Морскому флоту «Ленин» был сдан 3 декабря 1959 года, а в состав Мурманского морского пароходства корабль вошел в 1960 году.

Служил 30 лет. |Фото: vw-stavropol.ru.

Служил 30 лет. |Фото: vw-stavropol.ru.


С технической стороны, «Ленин» является гладкопалубным судном водоизмещением 16 тысяч тонн. Длина корпуса составляет 134 метра. Ширина – 27 метров. Максимальная высота ледокола – 16.1 метра. Осадка – 10.5 метров. Первоначально на борту использовалось три реактора ОК-150, которые приводили в действие 4 турбогенератора. Последние вращали 3 гребных электродвигателя с 3 винтами. На борту корабля также находилось 2 автономные электростанции. В период с 1965 по 1967 году на борту «Ленина» произошла серия инцидентов, в том числе и с атомной силовой установкой. По итогу этих происшествий в 1967 году на атомоход было решено поставить 2 новых и более совершенных реактора ОК-900, вместо трех старых ОК-900. Последние были демонтированы и затоплены в океане. После модернизации мощность ледокола составила 32.4 МВт (около 44 тысяч л.с). Крейсерская скорость судна составляла 18 узлов (около 33 км/ч). Автономность плаванья атомохода могла достигать 14 месяцев, правда в этом случае запасы корабля пополнялись из вне, а экипажи менялись.

Много славных страниц в истории. ¦Фото: ria.ru.

Много славных страниц в истории. ¦Фото: ria.ru.


Первый советский атомный ледокол очень быстро доказал свою полезность и высочайшую эффективность. Лишь за первые 6 лет работы «Ленин» прошел более 82 тысяч морских миль и провел по северным путям свыше 400 торговых судов. За все время эксплуатации ледокол проплыл 654 тысяч морских миль, из которых 563.6 тысячи миль пройдено во льдах. Служил корабль 30 лет, пока не был отправлен на вечную стоянку в Мурманск в 1989 году. Сегодня «Ленин» все еще считается кораблем, хотя атомные реакторы с него демонтированы. Корабль больше никуда не ходит, зато является плавучим музеем. У атомохода все еще есть команда и капитан. В 2018 году ледокол получил статус объекта культурного наследия России. Каждый кто его посещает в первую очередь удивляет тому, насколько богато (по советским меркам) оформлено внутреннее пространство ледокола.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение читайте про «Краснополь» стал еще лучше: что поменялось в знаменитом снаряде.


Обратите внимание:







4344
10.04.2023 23:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё