Именно такой вопрос не так давно был задан одним американским пользователем в одном популярном англоязычном сервисе вопросов и ответов. Хотя вопрос может показаться наивным, ответ на него в действительности куда интереснее. Разъяснили ситуацию с авиационной противоугонной системой на англоязычном сервисе несколько действующих пилотов гражданской авиации.
1. Какая система защищает гражданские и военные самолеты от угона?
Защиты в самолетах нет. |Фото: fast.vk.com.
Как таковой противоугонной системы нет ни в одном самолете - ни в военном, ни в гражданском. Примитивные охранные системы встречаются только на самолетах «малой авиации». У них дверца в кабину обычно закрывается на маленький ключик почтового образца. От угонщиков это не спасет, скорее защита от погоды, максимум от вандалов. В некоторых случаях в качестве импровизированной противоугонной системы в авиации практикуют банальное снятие какой-нибудь небольшой, но крайне важной детали, без которой самолет не полетит. Например, это может быть магнето.
2. Что еще мешает угнать самолет?
Украсть самолет практически не реально. |Фото: YouTube.
Как метко заметил один из англоязычных комментаторов: «Если у вас достаточно мозгов для того, чтобы научиться управлять авиалайнером, то у вас совершенно точно достаточно мозгов для того, чтобы никогда не пытаться его угнать». Стоит сразу оговориться, что мы не будем рассматривать ситуацию с террористическим захватом и угоном крылатой машины через принуждение экипажа. Поговорим о ситуации, когда самолет мирно стоит на хранении. Так вот угнать его практически невозможно, потому что кто-то наверняка заметит вас. Только подумайте, для угона лайнера потребуется проникнуть на охраняемое летное поле, в охраняемый ангар, подсоединить самолет к аэродромному тягачу, убрать башмаки из-под колес, забраться в кабину, отключить парковочный тормоз, запустить вспомогательный генератор… Это еще только начало, стоит ли в принципе продолжать или уже примерно понятно?
Самолеты всегда под охраной. |Фото: livejournal.com.
Еще одна «защита» — это бесперспективность угона. Черного рынка «большой авиации» и военной авиации не существует. На самом деле самолетов в мире не так уж много и все они так или иначе отслеживаются. Угнанный военный самолет скорее всего просто собьют ВВС (если только не совершить угон будучи кадровым летчиком во время боевого дежурства). Угнанный гражданский самолет рано или поздно где-то сядет и его просто арестуют вместе с горе-угонщиком.
3. Исключение, доказывающее правило
В США угоняли такой самолет. |Фото: mavink.com.
Конечно же, во всей этой стройной системе не могло обойтись без исключения! 10 августа 2018 года водитель аэродромного тягача Ричард Расселл из аэропорта в Сиэтле «благополучно» угнал 2-моторный авиалайнер Bombardier Q400. В диспетчерской аэропорта спохватились только тогда, когда угонщик уже пошел на взлет. История закончилась трагично… Спустя непродолжительное время сам Рассел вышел на связь с диспетчерской и сказал, что у него не было какой-то конкретной цели и самолет он угнал из-за помутнения и проблем с психикой. В диспетчерской пытались убедить мужчину посадить угнанный Bombardier Q400 на близлежащей военной базе.
Закончилось все плохо. ¦Фото: livejournal.com.
Однако, Ричард Расселл заявил, что не умеет садиться и очень боится причинить кому-либо вред. Поэтому мужчина направил Q400 в пустошь и там уронил самолет среди безжизненных равнин. Горе-угонщик погиб. Действительно ли у водителя тягача были проблемы с психикой или Расселл выбрал для себя самый дорогой способ самоубийства – сказать сложно. Тем не менее, комиссия ФБР установила, что мужчина вполне мог научиться азам управления самолетом, просто общаясь с летчиками, играя на компьютере в профессиональные авиационные симуляторы и читая соответствующую литературу.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, зачем советскому самолету Ту-134 была нужна полностью остекленная кабина.