Что делало советские подлодки типа «Щука» особенными?/ Фото: wikimedia.org
Если говорить о советском оружии Победы, то у многих сразу появляются ассоциации с танком Т-34, ППШ, винтовкой Мосина, самолетами Ил-2 и другими культовыми изобретениями военной промышленности СССР. Однако Вторая мировая война проходила не только на суше и в воздушном пространстве, но и под водой. И здесь очень хорошо показали себя подводные лодки проекта «Щука», вызывавшие у фашистов ужас. Рассмотрим несколько особенностей этих подлодок.
1. Интересные факты и история появления подводных лодок «Щука»
Всего вышло 86 подлодок типа «Щ»/ Фото: topwar.ru
Подлодки типа «Щ» (либо «Щука») выпускались на советских вервях в период с 1930 по 1940 годы, став самым массовыми подводными судами среднего размера, которые эксплуатировалось в военное время.
В общей сложности с конвейеров сошло 86 экземпляров разного класса и модификации. Все они выделялись потрясающей живучестью, маневренностью, а также относительно недорогим производством и обслуживанием. В связи с этим каждая из «Щук» сыграла очень важную роль в истории СССР времен Второй мировой войны.
Субмарины неоднократно доказали свою эффективность в боевых операциях. Авторы одноименной книги отмечают, что на счету этих подлодок как минимум 27 потопленных и 4 поврежденных нацистских кораблей, а еще 20 транспортных кораблей и шхун под флагами нейтральных стран. Известно о ликвидации ими свыше 30% тоннажа врага.
2. Взяли лучшее у себя и не у себя
Подводная лодка Щ-307 «Треска»/ Фото: drive2.ru
Проектировать подводные лодки «Щука» инженеры НТКМ начали еще в 1928 году, выделив основные требования к тактико-техническим характеристикам субмарин. Все четко понимали, что советский ВМФ нуждается в относительно небольших субмаринах, способных выполнять боевые задачи в водах Балтики, а также комплектоваться надежным и мощным вооружением.
По итогам, эти судна стали поистине внушительными в плане боевой мощи, так как их оснастили шестью торпедными аппаратами: 2 на корме и 4 на носу, а также 45-мм пушкой на платформе возле капитанской рубки.
Спустя год после начала проектирования работы по строительству средних подлодок подошли к концу. А так как время, отведенное на реализацию проекта, было очень ограниченным, а требования жесткими, инженеры руководствовались конструкцией минных заградителей «Ленинец», чтобы не создавать подлодку с нуля.
Тем не менее у «Щук» должны были быть меньшие габариты и более упрощенное исполнение, поскольку они не комплектовались минными трубами.
Кроме отечественных достижений, также учитывались инженерные решения союзников – например, опыт британских конструкторов, соорудивших лодку L-55. Ее советские моряки достали из дна Финского залива и тщательно изучили.
Таким образом, удалось создать относительно небольшую субмарину с отличным бортовым оснащением и улучшенными техническими характеристиками. Единственным спорным моментом стал уровень комфорта экипажа. Так как у командования и моряков не было особой возможности поближе познакомиться с проектом, их пожелания не учитывались, поэтому условия обитания оказались очень стесненными.
Решить этот недочет удалось далеко не сразу, а спустя большой промежуток времени.
3. Разные модификации – одна цель
Глава ВМС РККА Ромуальд Муклевич/ Фото: warspot.ru
Сборка первых экземпляров подлодки проекта «Щука» была завершена в феврале 1930 года. Начальная стадия их закладки происходила под руководством главы ВМС РККА Ромуальда Муклевича. Именно он сделал вывод, что данные субмарины станут новым словом в истории судостроения СССР.
Три подлодки получили следующие обозначения: «Щука» (ставшая головным кораблем линейки), «Ерш» и «Окунь». Спустя 18 суток начали создавать еще одну машину под названием «Язь», которую вскоре переименовали в «Ударник». Она стала 4-й по счету, и по совместительству – последней в серии.
А так как на сборку субмарины пришлось потратить 2,5 млн руб., собранных комсомольцами со всего СССР, ей дали имя «Комсомолец».
4. Простота и эффективность
Субмарина Щ-137 на морских просторах/ Фото: 1big.ru
Ключевыми преимуществами подводных лодок «Щука» стали надежные механизмы, простая конструкция, а также высокий запас прочности у основных узлов и корпуса. Эксперты отмечают, что субмарины без проблем выполняли погружение и всплывали на поверхность при 6-бальном волнении, сохраняя мореходные свойства при волнах до 9-10 баллов.
С помощью установленных на борту торпед подводная лодка без проблем бы поразила авианосец или линкор. А из-за относительно небольших габаритов подлодки обладали особой маневренностью и оставались практически неуязвимыми перед катерами-охотниками врага.
5. Сомнительные моменты и компромиссы
Подлодки типа «Щука» и крейсер «Ворошилов» в порту Батуми/ Фото: waralbum.ru
Изначально «Щуки» планировали выпускать массово, что было обусловлено простотой и доступностью производства. Однако это негативно повлияло на некоторые боевые свойства.
К примеру, для погружения из крейсерского состояния субмарине нужно было около 1 минуты, а если учесть продувку балласта, то и вовсе 10 минут. Также скорость передвижения под водой оставляла желать лучшего, так как не превышала 12 узлов. После ряда доработок ее удалось повысить до 14 узлов.
Шум во время работы механизмов был излишним, поэтому риски выявления врагом оставались высокими. Дальность хода не превышала 185 км под водой и 10 000 км – над водой, то есть около 20 суток.
Еще «Щуки» слегка уступали вражеским подлодкам в плане артиллерийского оснащения. Дело в том, что максимальный калибр орудий составлял 45 мм, тогда как у немецких субмарин он был равен 88 мм.
Большая часть перечисленных недостатков компенсировались конструктивной простотой и надежностью субмарины. Ее механизмы и узлы были рассчитаны на самые жесткие условия эксплуатации, сохраняя при этом отличные мореходные свойства. В своем роде эти «обитатели глубин» ничем не уступали французскому «Ориону» и другим зарубежным конкурентам.
6. Героическая судьба
После войны «Щуки» продолжали нести боевую службу по охране морских границ СССР/ Фото: waralbum.ru
В сборнике статей В. П. Власова под названием «Подводные лодки. История развития», указываются еще более внушительные цифры по ликвидации вражеских целей. Он сообщает, что «Щукам» удалось вывести из строя или частично поразить свыше 100 немецких кораблей, в том числе 13 основных и вспомогательных суден, 1 тральщика и 7 транспортных кораблей. Такими показателями не могла похвастаться ни одна другая советская субмарина.
Еще подлодки проекта отлично показали себя в Балтийском регионе, где они успешно атаковали торпедами вражеские подлодки и нанесли серьезные повреждения боевым и транспортным кораблям. В Черном море на их счету 12 боевых кораблей противника.
Вскоре шести субмаринам серии «Щ» дали звание гвардейских, а еще 11 экземпляров удостоились ордена Красного Знамени.
Обладая отличными ходовыми качествами, подводные лодки «Щука» также применялись для нетипичных для такой техники задач. К примеру, они доставляли топливо, боеприпасы, продовольствие и прочие грузы в приморские города, которые находились в осаде, осуществляли эвакуацию населения и способствовали в проведении десантных операций.
Во времена Второй мировой войны «Щуки» сумели получить статус наиболее эффективных субмарин. А после завершения боевых действий некоторые представители серии по-прежнему несли боевую службу, охраняя морские границы СССР.
Интересно также узнать про летающую подводную лодку: как инженеры СССР пытались создать революционную машину.