
«Шишига» - не просто грузовик, а настоящая легенда советских вооруженных сил. Появившийся на свет ещё в первой половине 1960-х годов среднетоннажный работяга продержался в серии почти до конца XX столетия. Впрочем, при всех своих заслугах и регалиях ГАЗ-66 всё-таки был далёк от идеала, из-за чего замену ему стали подыскивать ещё в конце первого десятилетия, после начала серийного производства.

Шишига была хороша, но не идеальна.
В 1964 году на конвейер пошёл среднетоннажный грузовик ГАЗ-66. Первоначально машина разрабатывалась для нужд воздушно-десантных войск Советского Союза. Именно стремление советских инженеров затолкать «Шишигу» в люк военно-транспортного самолёта и привело к использованию целого ряда специфических решений в конструкции грузовика. Однако, несмотря на некоторые но, машина в войсках прижилась. Причём уже спустя непродолжительное время благодаря своей надёжности и неприхотливости ГАЗ-66 стал пользоваться куда большей популярностью в сухопутных силах, нежели в десанте. Постепенно грузовичок принялись использовать во всех вооруженных силах Советского Союза. И всё же, машина не была лишена недостатков.

Стали искать замену.
Поэтому замену ГАЗ-66 стали подыскивать ещё в середине 1970-х годов. Разработкой перспективного среднетоннажного грузовика занимались всё те же специалисты Горьковского автозавода, перед которыми была поставлена задача создания этакой «Шишиги на максималках». Как водится, военные хотели, чтобы новая машина была такой же хорошей, только ещё лучше. Наконец, в 1979 году стены завода покинул первый опытный образец ГАЗ-3301. В сравнении с оригинальной «Шишигой» машина обзавелась целым рядом принципиальных улучшений. Появились двухконтурные пневмогидравлические тормоза, 5-спутенчатая коробка передач с синхронизаторами, усиленная рама, удлинённые рессоры, увеличенный клиренс, новые колёса с покрышками от ЗиЛ-131. Также машину оснастили новым практически всеядным мотором отечественного производства ГАЗ-542.10 с отдачей в 125 «лошадок».

В 1980 году появилась новая машина.
Были в ГАЗ-3301 и другие менее существенные доработки, часть которых наконец-то коснулась уровня водительского комфорта. Возросла эргономика кабины и элементов управления грузовика, среди прочего селектор переключения передач перенесли в более удобное для водителя место. Увеличилась и общая эргономичность кабины так же, как и её просторность. По результатам проделанной советскими конструкторами работы все основные недостатки оригинального ГАЗ-66 или были устранены, или во всяком случае сведены к минимуму. В целом получилась машина принципиально нового класса. В 1980 году ГАЗ-3301 выкатили на государственные испытания, которые он с честью для родителей с Горьковского автозавода прошёл на ура. Машину даже подвергли ядерным испытаниям на Семипалатинском полигоне, которые она так же выдержала. К 1982 году машина была полностью готова к запуску в серию, однако этого так и не произошло…

В серию так и не пошла.
Поначалу запуск ГАЗ-3301 постоянно откладывали. Для выпуска новой машины не могли найти свободных мощностей на заводе. А спустя несколько лет и вовсе началась Перестройка. Из-за вспыхнувшего в стране кризиса не только у Горьковского автозавода, но и у автомобилестроения СССР в целом начались серьёзные проблемы с деньгами. Теперь на освоение новой машины в серии просто не было денег. В итоге ГАЗ-3301 так и повис в воздухе: советская, а затем и российская армия получили всего 4 образца этого грузовика. При этом дискуссии о необходимости запуска в производство новинки велись не один год. В какой момент в качестве аргумента против ГАЗ-3301 стал озвучиваться и опыт Афганской войны, где ГАЗ-66 проявил себя не лучшим образом.

В 1990-е годы на смену ей пришёл Садко.
Хотя основные проблемы «Шишиги» в Афгане касались характеристик мотора (который плохо тянул в условиях горного климата), в первую очередь конструкторам припоминали ту самую бескапотную компоновку. Грузовики с последней оказались гораздо более язвимы и опасны для водителя в случае наезда на мину, нежели машины с классической капотной компоновкой. Таким образом ГАЗ-3301 остался не удел, а ГАЗ-66 выпускался вплоть до 1999 года. Впрочем, без нового грузовика армия всё-таки не осталась. В 1995 году была создана новая машина – среднетоннажный грузовик ГАЗ-3308 «Садко». В отличие от ГАЗ-3301, новинка имела уже капотную компановку. В качестве платформы для этой разработки использовалась модель ГАЗ-3307. Серийный выпуск «Садко» продолжался с 1997 по 2020 год.
А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:
В продолжение темы энергетики читайте про путь солнечной энергии: советское наследие и китайские инновации.
