Российские специалисты трудятся над созданием авиационных гибридных двигателей не покладая рук. Не так давно инженерами ЦИАМ была испытана инновационная установка на почти 700 «лошадок». Экспериментальный двигатель, установленный на Як-40, показал себя с лучшей стороны. Однако, до появления в авиации первого коммерческого «гибрида» еще не близко. И все же новый успех отечественных специалистов в этой области внушает оптимизм. Тем более, что внедрение авиационных ГСУ сулит региональной авиации серьезные выгоды.
Первая ГСУ уже готова. /Фото: aex.ru.
В России на базе Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) прямо сейчас ведутся активные работы по созданию двигателя нового типа. Речь идет о разработке гибридных силовых установок (ГСУ) для машин с вместительностью от 80 до 100 человек. Главной особенностью ГСУ нового типа станет применение в качестве хладагента жидкого водорода. Для понимания, сегодня в тех же целях в аналогичных установках используется жидкий азот. Последний имеет температуру кипения в минус 196 градусов по Цельсию, в то время как жидкий водород кипит лишь при минус 253 градусах. Таким образом, благодаря использованию нового хладагента отечественным конструкторам удастся в разы увеличить производительность машин.
Двигатель уже создается. /Фото: vuzopedia.ru.
По предварительным оценкам, снижение температуры хладагента на 57 градусов позволит добиться почти трехкратного увеличения мощности ГСУ при сохранении тех же массогабаритных характеристик. Первые образцы гибридных двигателей мощностью 500 кВт (679 л.с) уже прошли испытания на самолетах Як-40 вместительностью 40 пассажиров. Ожидается, что применение новых ГСУ, в том числе повысит экологичность и экономичность перелетов региональной авиации. Следующий этап развития «гибридов» - создание установок большой мощности с отдачей от 1.5 до 2 МВт или 2-2.7 тысяч «лошадей». Такие гибридные двигатели позволят поднимать в небо региональные самолеты на 100 пассажиров.
Двигатель пригодится региональным авиалиниям. /Фото: uacrussia.ru.
В перспективе разработка ГСУ нового типа сулит также возможность перехода на жидкий водород не только в качестве хладагента, но и в качестве горючего. Впрочем, пока до этого далеко. Первостепенной задачей на сегодня остается значительное повышение производительности отечественной региональной авиации. На пути к достижению этой цели предстоит решить множество проблем. В частности, конструкторам все еще нужно разобраться с проблемой устойчивости электродвигателей и аккумуляторов к экстремальным нагрузкам. Хотя первые гибридные установки летают на самолетах уже сегодня, говорить о коммерческой эксплуатации ГСУ пока рано.
Самолеты станут экономичнее. /Фото: wikipedia.org.
И все-таки горизонт внедрения гибридных установок на жидком водороде вполне осязаем. В ЦИАМ утверждают, что создать коммерческий самолет с полноценной гибридной установкой удастся уже в среднесрочной перспективе. Серийные машины с ГСУ и вместительностью в 19 пассажиров должны появиться не позднее 2035 года. При этом региональные самолеты на жидком водороде способные перевозить 80-100 пассажиров поднимутся в небо не позднее начала 2040-х годов, уверены специалисты ЦИАМ.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про полёт на сточных водах: учёные разработали способ получения авиационного топлива из отходов.