Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



В первой половине XX века авиационное строительство развивалось особенно динамично. На момент окончания Великой Отечественной войны у Советского Союза было несколько видов зенитных орудий для борьбы с вражеской авиацией как на большой, так и на малой высоте. Однако, прогресс на месте не стоял, и еще в 1945 году стало понятно, что стране нужна новая зенитная установка для борьбы в первую очередь с низколетящими целями. Уже тогда ведущие конструкторы понимали, что будущее ПВО лежит в области ракетостроения. Однако, пока до этого было еще очень далеко. Первые ПЗРК появится только к концу 1960-х годов, а пока пушки…


Зенитка нового поколения. |Фото: tvc.ru.

Зенитка нового поколения. |Фото: tvc.ru.


Несмотря на бурное развитие ракетостроения, в 1940-е и 1950-е годы полностью отказываться от концепции пушечных средств ПВО никто и не думал. И связано это было далеко не только с тем простым фактом, что на момент начала 1950-х годов эффективные переносные зенитные ракетные комплексы оружейными конструкторам разных стран разве, что в техно-эpотичеcких снах виделись… Дело было еще и в том, что пушечная зенитка – это в первую очередь «пушка», а уже только потом зенитка. Другими словами, классические зенитные орудия в известной степени обладали универсальностью, что буквально вчера (на момент начала 1950-х годов) подтвердил опыт Второй мировой войны.

Есть много вариантов шасси. |Фото: format72.ru.

Есть много вариантов шасси. |Фото: format72.ru.


Орудийные зенитки в годы войны не по прямому назначению использовали буквально все, начиная от Советского Союза и Третьего Рейха, заканчивая Союзниками и милитаристической Японией. Ведь совершенно очевидно, что если 15-40 мм орудие может справиться с самолетом, то оно наверняка справится и со скоплением живой силы, легкой бронетехникой и даже некоторыми танками. Так, например, ленд-лизовские зенитки Bofors L/60. поставленные в СССР из Великобритании прекрасно использовались, в том числе против легких и даже некоторых средних немецких танков начального периода войны. Собственно традиция использовать пушечные зенитки не против авиации сохраняется по сей день и широко практикуется буквально во всех вооруженных конфликтах.

Используется во всем мире. |Фото: thepage.ua.

Используется во всем мире. |Фото: thepage.ua.


Разработка новой советской зенитки началась в середине 1950-х годов. Проект доверили специалистами из тульского ЦКБ-14. К тому моменту старые зенитные орудия уже практически не представляли какой-либо угрозы для появившейся реактивной авиации. Требовалось создать новое орудие, которое с одной стороны было бы достаточно мощным, а с другой стороны могло бы придать снарядам хоть сколь-нибудь приличную скорость полета. После череды экспериментов стало понятно, что крупные пулеметные калибры как 12.7 или 14.5 абсолютно не подходят для борьбы с современными самолетами. В то же время калибры 30, 37 и 40 мм оказывались слишком «тяжелыми» и медленными для поражения реактивных самолетов первого поколения. Всячески усложняли головоломку и дополнительные пожелания советских военных. Например, чтобы новая зенитка была еще и достаточно легкой для сбрасывания ее вместе с десантниками.

Сегодня на ЗУ еще и ПЗРК ставят. |Фото: topwar.ru.

Сегодня на ЗУ еще и ПЗРК ставят. |Фото: topwar.ru.


В конечном счете советские конструкторы решили остановиться на автоматической авиационной пушке ВЯ-23 калибра 23 мм. В годы войны эти орудия использовались, в том числе на самолетах Ил-2 и Ил-10. После незначительной переработки орудие смогло продемонстрировать пиковую скорострельность 1000 выстрелов в минуту. Такого темпа огня должно было хватить в том числе для поражения первых реактивных самолетов. Однако, калибр 23-мм был недостаточно мощным. Эту проблему советские конструкторы решили парировать экстенсивным методом – просто увеличили количество активных орудий зенитки с одного до двух. Не меньшие усилия советские конструкторы приложили и к разработке лафета зенитки. Благодаря этому удалось добиться массы орудия всего в 950 км. Это позволяло не только безопасно сбрасывать оружие с парашютом, но и устанавливать его даже на относительно маломощные шасси.

Универсальность - главный козырь. |Фото: 1zoom.ru.

Универсальность - главный козырь. |Фото: 1zoom.ru.


Так появилась зенитная установка ЗУ-23-2, которой было суждено стать самой массовой советской зениткой в истории. Некоторые даже утверждают, что по распространенности в мире ЗУ-23 – это самое популярное оружие после автомата Калашникова. В действительности это конечно не так, однако ЗУ-23-2 все равно чрезвычайно распространена. Тем более, что производили их далеко не только в Советском Союзе, но и в других странах. Например, зенитку выпускают по лицензии в Китае. Автоматическое спаренное орудие прошло практически каждый конфликт холодной войны и продолжает использоваться в горячих точках по всему миру. За прошедшие десятилетия появилось множество вариаций установки ЗУ-23-2. Орудие монтируют на грузовики, пикапы, бронетехнику, катера, корабли и даже поезда. По иронии судьбы, чаще всего ЗУ-23 используется отнюдь не против авиации, а против сухопутных или морских сил. А в 2015 году с ее помощью в ходе гражданской войны в Нигерии из нее даже уничтожались правительственные танки…

Калибр - серьезный. ¦Фото: censor.net.

Калибр - серьезный. ¦Фото: censor.net.


А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про голь на выдумку хитра, или как в России решили с пользой применить старые корабельные зенитки 2М-3.


Обратите внимание:







9266
16.11.2023 18:56
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё