Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Зачем японцы на свои машины вешают странное кольцо под бампер




На улицах Японии можно заметить любопытную деталь: из-под бампера некоторых машин свисает кольцо, похожее то ли на игрушку, то ли на странный брелок. У него нет ничего общего с заводским оснащением, но автолюбители десятилетиями украшают им свои машины. Это маленькое дополнение к имиджу называется цурикавой — странный предмет, который изначально вообще не предназначался для тюнинга автомобилей. Он родился в японском метро и за прошедшие десятилетия превратился в по-настоящему культовый предмет.


1. Откуда взялась цурикава

Подвесные ручки в транспорте

Подвесные ручки в транспорте


Само слово «цурикава» переводится буквально как «подвесное кольцо». Изначально это был простой поручень в японском общественном транспорте: круглые или овальные ручки, подвешенные к потолку вагонов. Пассажиры держались за них в час пик, чтобы не потерять равновесие. Впервые эти кольца появились ещё в начале XX века, когда поезда и автобусы стали наполняться пассажирами сверх всякой меры. И со временем этот утилитарный элемент превратился в нечто большее. Впрочем, удивительным это сложно назвать: в японской культуре детали быта часто обретают самостоятельное значение, и цурикава не стала исключением. Для школьников и студентов поездка в утренней электричке ассоциировалась именно с этими белыми кольцами, а для рабочих они стали повседневной рутиной. Поэтому, когда такие ручки начали исчезать из поездов или сменили форму, молодёжь сразу же превратила их в знаковую для себя вещь.

В машине тоже им нашли место

В машине тоже им нашли место


Именно так подвесные ручки вышли за пределы транспорта. В послевоенные десятилетия, когда формировалась современная молодёжная культура, цурикавы впервые стали снимать с поездов и вешать на мотоциклы или автомобили. С одной стороны, это выглядело как шутка: зачем вообще машине поручень? С другой же, это был своеобразный вызов обществу. Кольцо, украденное у строгой транспортной системы, превратилось в некий знак свободы и независимости. К концу 1960-х аксессуар уже закрепился в автомобильной среде. Цурикава на японских дорогах постепенно стала отличительным знаком для стрит-рейсеров, а позже и для дрейф-сообщества. Потом этот процесс было уже не остановить.

2. Символика и скрытый смысл

У ручек появилось неожиданное применение

У ручек появилось неожиданное применение


В отличие от многих декоративных элементов тюнинга, у цурикавы был свой характер и значение, а потому на неё многие обращали внимание. К примеру, в конце 1970-х её облюбовали босодзоку — знаменитые японские байкерские банды. Эти группы молодых людей носились по городам на мотоциклах с глушителями «прямотоками», дразнили полицию и демонстративно нарушали правила. Для них цурикава стала своеобразной эмблемой бунта. Сам факт того, что кольцо обычно снимали из поезда, имел скрытый смысл. В Японии дисциплина и порядок ценились особенно высоко, а кража поручня из общественного транспорта воспринималась как вызов системе. Повесить такой трофей на машину или байк означало показать: «Я не играю по правилам», полностью игнорируя приличия и мнение окружающих. Поэтому в уличной среде к цурикаве относились как к символу смелости и презрения к опасности.

Цурикава стала интересным символом

Цурикава стала интересным символом


Символизм проявлялся даже в том, как её крепили. Иногда кольцо вешали так низко, что оно едва не касалось асфальта и с шумом скребло по дороге. Такой способ считался особым знаком дерзости: мол, водитель совершенно не боится разбить машину. Со временем на кольцах оставались следы асфальта и царапины, что только добавляло аксессуару «боевого» шарма. Постепенно, по мере того как японские власти жёстко давили на босодзоку, а улицы становились спокойнее, смысл цурикавы начал меняться. От символа хулиганства и агрессии она превратилась в элемент стиля, сохранивший ореол опасного прошлого. К началу 1990-х её уже можно было купить легально в магазинах тюнинга: производители выпускали кольца самых разных цветов, из пластика и ткани, даже с рисунками.

3. Цурикава в японской авто-культуре

Внешний вид тоже изменился

Внешний вид тоже изменился


Когда уличные гонки и дрифт стали обретать популярность, цурикава окончательно закрепилась как часть автомобильной культуры, а для участников стрит-сообществ она служила своеобразным знаком посвящённых. На фестивалях тюнинга можно было увидеть машины, украшенные яркими кольцами самых неожиданных форм — от классических белых до разноцветных, прозрачных и даже металлических. Практическая сторона у аксессуара тоже нашлась. Цурикаву часто вешали низко, чтобы при парковке или случайном контакте с бордюром именно кольцо первым задевало препятствие и предупреждало владельца о риске повредить бампер.

Их внешний вид теперь зависит только от фантазии

Их внешний вид теперь зависит только от фантазии


Уличная культура любит детали с историей, и по этой причине цурикава быстро превратилась в полноправный элемент стайлинга. Некоторые автовладельцы заказывали аксессуары индивидуально — с логотипами своих клубов, с вышивкой или даже с подсветкой. Встречались и настоящие коллекционеры, у которых собирались десятки вариантов. Особенно эффектно они выглядели на соревнованиях. Когда машина заходила в поворот боком, цурикава болталась почти у самого асфальта, а иногда искрилась от контакта с дорогой. В японской культуре, где важна принадлежность к группе, изготовленные в одном стиле цурикавы часто используются, чтобы обозначить принадлежность к определённому клубу.

Теперь цурикава - больше часть стиля, чем традиция

Теперь цурикава - больше часть стиля, чем традиция


Интересно, что многие владельцы машин не ограничиваются покупкой заводских аксессуаров. Они мастерят кольца своими руками — из ремней безопасности, металлических дуг, кожаных ремешков и других, менее распространённых материалов. В глобальной сети можно найти целые мануалы по изготовлению самодельных цурикав, и это уже превратилось в настоящий ритуал. За долгие десятилетия из обычной ручки в автобусе или поезде цурикава превратилась в часть авто-культуры Японии, а потом перекочевала за рубеж.

4. Мировое распространение

В других странах её тоже можно увидеть

В других странах её тоже можно увидеть


Долгое время цурикава оставалась исключительно японской особенностью, понятной лишь местным фанатам уличной культуры, но с мировым распространением автомобильной моды всё изменилось. В 2000-е годы автоаксессуары вышли за пределы страны, и в глаза сразу же бросилась странная вещь, свисающая из-под бампера. Американские тюнинг-сообщества подхватили идею одними из первых. На выставках в Лос-Анджелесе или Майами появлялись «японские» седаны с кольцами на бамперах, которые вызывали серьёзные споры: одни считали это глупостью, другие же тонкой отсылкой к культуре стрит-рейсеров. Со временем цурикава закрепилась в американской автокультуре и стала популярной, а затем история повторилась и в Европе. В Германии, Великобритании и Франции цурикаву стали использовать как знак принадлежности к JDM-культуре (Japanese Domestic Market), и наличие её делало машину «немножко японской».

Она появилась даже в России

Она появилась даже в России


В России и в странах бывшего СССР кольцо под бампером стало появляться на машинах ещё в конце 2000-х. Сначала это было редким явлением, но возросшая популярность JDM-культуры сделала этот аксессуар достаточно распространённым. Любопытно, что при переезде за границу цурикава утратила часть своего бунтарского подтекста. За пределами Японии это кольцо по большей части воспринимается всего лишь как часть стиля и некое дополнение к тюнингу. Для фанатов японской техники наличие цурикавы на машине — это почти как наклейка с иероглифами или винил с изображением горы Фудзи: знак уважения к культуре и попытка быть «ближе к оригиналу».

Цурикава - часть истории

Цурикава - часть истории


Сегодня в разных уголках мира существуют клубы и сообщества, которые используют цурикаву как свой символ. Кто-то выбирает одинаковый цвет для всех участников, кто-то наносит эмблему на кольцо, а кто-то делает его частью клубной атрибутики, к примеру, в виде брелоков или сувениров.

Ещё интересное с нашего канала:

Почему католические священники носят белый воротничок



Япония – очень своеобразная страна с такими же оригинальными культурными традициями, и одна из них – аниме. Самое же интересное, что оно нашло отражение в самом неожиданном месте: анимешные принты делают на автомобилях, разукрашивая их самым немыслимым образом.

Обратите внимание:

0
2019
Версия для печати