Поскольку советское наследие в виде старых многоэтажек еще не покинуло наши города и поселки, на некоторых из них можно увидеть странные крошечные домики-башенки. Чаще всего архитектурные элементы сталинской эпохи находятся в неприглядном состоянии, но все же сохранились. Мало кто знает зачем их строили, а вот легенд и версий встретить на просторах постсоветского пространства можно немало. Хотя имеется и вполне логичное объяснение появления «домиков Карлсона» на крышах «сталинок».
На крышах многоэтажных домов сталинской эпохи еще сохранились загадочные домики-башенки.
Прогуливаясь по старым кварталам городов, можно заметить на крышах многоэтажных домов, построенных в 1930-1950 гг., небольшие домики или башенки. Некоторые из них хоть и выглядят уже совсем потрепанными, тем не менее еще присутствуют, вызывая к себе интерес. Об их истинном происхождении и предназначении мало кто задумывался и проводил изыскания, тем не менее фантазий и легенд по этому поводу бродит среди народу немало.
Домики-башни оснащены смотровыми площадками по периметру, иногда они имеются и на крышах. | Фото: bigpicture.ru.
На крышах высотных домов можно увидеть восьмиугольные «пагоды». | Фото: bigpicture.ru.
Чаще всего у людей возникает мысль, что это такие себе домика для «советского» Карлсона, который живет на крыше. Те, кто хоть немного знаком с историей архитектуры, принимают их за люкарны (слуховые окна, появившиеся на крышах домов еще в эпоху Возрождения), а кто жил в советскую эпоху – за происки НКВД, сотрудники которого увлекались тотальной слежкой и подслушиванием. Более романтичные натуры в детстве считали их домиками гномов и фей. Кто-то с умным видом знатока рассказывает о метеорологических станциях, откуда ведется наблюдение за погодными изменениями, ну а кто и вовсе считает, что при СССР в них находились автоматчики, охраняющие территорию.
Башни имеют разную конфигурация, но предназначение у них было одно – ведение воздушного наблюдения и своевременное оповещение о приближающейся опасности.
Народных версий масса, тем не менее эти странные малые архитектурные объекты в свое время сыграли значимую роль в обеспечении безопасности населения. Как оказалось, они являлись вышковыми наблюдательными пунктами Местной противовоздушной обороны (МПВО). Сами же вышки изначально называли ВНОС – воздушное наблюдение, оповещение и связь. Хотя МПВО прижилось лучше и не было ни одного жителя советских городов времен Великой отечественной войны, который бы не знал значения этой аббревиатуры.
За время военных действий только в Ленинграде было построено 180 башен, являющихся пунктами ВНОС. | Фото: wikimapia.org.
Исторические факты: Первые вышки, как и сама система МПВО появилась еще в Петрограде в марте 1918 г., когда советские артиллеристы, пытаясь остановить летающий над городом немецкий аэроплан, выпустили ему вдогонку снаряд. Он, естественно, не разорвался в воздухе, а приземлился на набережной Фонтанки, причинив вред не только городским постройкам, но и прохожим. После этого инцидента было решено строить кирпичные башни на крышах самых высоких зданий, которые использовались вначале в качестве пожарных смотровых вышек. Массовым же возведением наблюдательных сооружений начали заниматься в середине 30-х гг., причем строительство велось не хаотично, а по строгому плану расположений, разработанному закрытой кафедрой Инженерно-строительного института Петрограда.
Бойцы МПВО несли круглосуточную вахту, молниеносно сообщая о любых нештатных ситуациях в штаб. | Фото: mvdmedia.ru.
Что же касается других населенных пунктов, то в них также появились пункты МПВО, которые с 1932 г. официально были выделены в самостоятельную часть, вошедшую в систему ПВО страны. Уже в послевоенное время (1961 г.) ее переименовали в Гражданскую Оборону СССР, которая являлась очень важной частью системы оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.
Зачастую, рядом с башней ВНОС располагалась зенитная установка.
С началом Второй мировой войны (1 сентября 1939 г.), когда угроза нависла и над СССР, руководство над подразделением МПВО передали НКВД. В считанные месяцы на высотных зданиях и водонапорных башнях стало появляться все больше наблюдательных вышек ВНОС, правда к этому времени их собирали из подручных средств, в основном из дерева. В тот период времени было не до эстетики и архитектурных изысков.
Бинокли стали единственным прибором, позволяющим следить за приближением авиации врага.
В 1941 г. основные пункты ВНОС были оснащены окнами, выходящими в разные стороны, смотровыми площадками, быстродействующей системой оповещения населения об угрозе нападения (ревунами) и точками связи. А вот члены добровольного формирования (бойцы), которые и несли круглосуточную службу, были обеспечены биноклями, звукоулавливателями, противогазами и учебным карабином. В стратегически важных местах рядом с постами ВНОС (если пункт был построен из кирпича, то и на крышах) были оборудованы площадки для установки зенитных орудий, которые вели заградительный огонь по пикирующим бомбардировщикам противника.
На страже воздушного пространства Ленинграда были юные девушки-комсомолки. | Фото: agropolis.spbgau.ru.
Кстати сказать, службу на смотровых вышках в военное время несли девушки-старшеклассницы или студентки. При этом сами кадровые военные аббревиатуру МПВО в шутку расшифровали на свой лад – «местный полк веселых оборванцев», ведь девушкам-бойцам, поначалу, даже форму не выдавали, да и были они слишком хрупкими и смешными с карабином наперевес. Тем не менее на плечи этих отважных девчонок легла основная ответственность в период военных действий на территории своего населенного пункта.
Весной 1942 года более 100 тысяч комсомолок было мобилизовано на службу в МПВО СССР.
График дежурств для бойцов ВНОС хотя и был установлен с учетом их физических возможностей и подготовки (2 часа – несение службы, 4 часа – отдых), но его придерживаться не было никакой возможности. Тем, кому пришло время отдыха было не до того. Частые тревоги, обстрелы или бомбардировки вынуждали девушек выходить на улицы, помогать местным жителям спуститься в бомбоубежища или оказывать помощь пострадавшим. Они учавствовали и в разборах завалов, и в ремонтных работах. Так что выспаться вволю никогда не удавалось, впрочем, как и поесть (особенно в блокадном Ленинграде).
Часть девушек-бойцов МПВО выполняла функции санитарок, помогая пострадавшим во время бомбардировок. | Фото: special-spb.rpa-mu.ru.
Во время круглосуточных дежурств бойцам МПВО приходилось вести неусыпное наблюдение:
♦ за приближением вражеской авиации;
♦ выявлять сброс парашютистов, диверсантов, агитационных материалов и пр.;
♦ отслеживать работу шпионов-корректировщиков, использующих ракетницы или другие сигналы для наведения вражеских бомбардировщиков или корректировки артобстрелов;
♦ фиксировать точное место падения фугасной или зажигательной бомбы;
♦ отслеживать любые нештатные ситуации как небе, так и на вверенной территории, чаще всего это периметр квартала/района (дальше увидеть было ничего нельзя).
Бойцы МПВО во время патрулирования крыш. | Фото: sputnik-abkhazia.ru.
При обнаружении любого из вышеперечисленных нарушений, дежурный молниеносно сообщал в штаб МПВО и уже оттуда отправлялись группы быстрого реагирования. Эти бригады отправлялись тушить пожары, обезвреживать неразорвавшиеся бомбы и снаряды, оказывать помощь раненым или ослабленным жителям города, восстанавливать повреждения и т. д. Хотя в случае с активными бомбардировками, помимо оповещения населения с помощью ревуна, дежурные могли корректировать огонь зенитной артиллерии в режиме реального времени.
В свободное от патрулирования время девушки участвовали в ремонтных работах и помогали местным жителям. | Фото: waralbum.ru.
Справка от Novate.ru: С началом Великой отечественной войны все гражданские управления и службы перешли в военное подчинение, поэтому к МПВО были присоединены такие службы: медико-санитарная; охраны порядка и безопасности; светомаскировки; транспортная; водоснабжения и канализации; восстановления зданий, дорог, мостов и инженерных коммуникаций; управление бомбоубежищ; ведомство торговли и общественного питания. Сотрудники этих служб отправлялись на решение тех или иных задач, согласно своей специфики.
Учитывая скорость движения самолета, бойцы МПВО заранее предупредить об опасности, никак не могли.
Безусловно, бойцы МПВО внесли свою лепту в обеспечение некоторой безопасности, но учитывая скорость полета бомбардировщика, а также возможности человека и связи, надеяться на более весомые результаты было нереально.
К примеру: Немецкий бомбардировщик Junkers Ju 88 мог развивать скорость до 605 км/ч, поэтому если боец МПВО и заметил его на расстоянии 500-900 метров, он даже не успевал сообщить в центр об угрозе, ведь самолету понадобится всего несколько секунд на преодоление этого расстояния.
Такие плакаты развешивались в людных местах, чтобы жители самостоятельно могли обезвредить зажигательную бомбу. | Фото: mvdmedia.ru.
Хотя в случае с зажигательными бомбами их вклад был очень даже весомым, ведь дежурные на вышке первыми могли заметить, куда упала фугасная или зажигательная бомба, оценить масштабы повреждений и сообщить в штаб. Особенно актуально это было в исторических районах городов (из-за большого количества деревянных построек), где огонь распространялся молниеносно, ведь обилие сухих деревянных перекрытий, балок, стропил и плотность застройки способствовали масштабному возгоранию.
Также пригодилась и своевременная информация о корректировщиках огня или выбросе парашютистов/листовок, помощь патрульных способствовала своевременному принятию мер по пресечению нежелательных действий врага. В остальном же, они лишь фиксировали свершившийся факт, направляя кареты скорой помощи или группы реагирования на помощь пострадавшим и устранение каких-либо неполадок.
Пустующие башенки предприимчивые бизнесмены используют для рекламы.
Десятилетия запустения сказались на состоянии пунктов ВНОС, сыгравших немаловажную роль в обороне населенных пунктов.
После окончания Второй мировой войны, вплоть до начала 1950 гг. пункты ВНОС продолжали возводиться на восстановленных или новых зданиях, а их бойцы все так же несли круглосуточную службу, наблюдая за воздушным пространством. Только с появлением мощных высокотехнологичных локаторов и сенсоров надобность в этих башнях отпала. С этой задачей, куда эффективней стали справляться специальная техника и войска противовоздушной и противоракетной обороны.
Загадочные башенки, с которых открывается прекрасная панорама, планируют отреставрировать и превратить в смотровые площадки.
Ну а пункты ВНОС стали никому не нужны. Потеряв свою актуальность, они оказались заброшенными. Все что можно было демонтировать – уже давно растащили предприимчивые жители, ну а сами башенки постепенно разрушаются, ведь времени прошло немало, а оно, как известно, безжалостно к покинутым строениям, даже к таким героическим.
В Санкт-Петербурге началась реставрация башен МПВО. | Фото: spb.kp.ru.
Хотя в Санкт-Петербурге, например, вынесено решение о реставрации пунктов МПВО на тех зданиях, откуда открываются самые впечатляющие виды на город. На них планируют оборудовать смотровые площадки, правда, чтобы восстановить к ним доступ и привести их в порядок понадобится немало времени и средств.
Вот от российской гиперзвуковой ракеты «Циркон» не спасет никакая башенка и даже ультрасовременная система ПВО. А в чем заключается уникальность новой разработки, можно узнать из нашего видеообзора:
Не только малые архитектурные объекты в виде домиков на крышах домов постигла участь забвения и разрухи. Грандиозный спорткомплекс «Олимпийский», который был построен в преддверии Олимпиады 1980 года, недавно закрыли сначала на реставрацию, а затем планы поменялись.