Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Экраноплан на долгие десятилетия стал навязчивой идеей множества инженеров и конструкторов. Раз за разом специалисты возвращаются к проектам перспективного транспорта, невзирая на многочисленные трудности и проблемы в эксплуатации. Самым же грандиозным из них стал экраноплан-авианосец, разработанный в 1970-е годы Робертом Людвиговичем Бартини.


Гениальная идея

Роберт Людвигович Бартини. / Фото: web.archive.org

Роберт Людвигович Бартини. / Фото: web.archive.org


Роберто Орос ди Бартини (настоящее имя конструктора) в своё время приехал в СССР из Италии и довольно быстро показал все свои таланты. Он занимался самолётостроением и стремительно взлетел по карьерной лестнице. Одним из интересовавших его направлений стали гидросамолёты, он посвятил много времени их разработке и стал автором многих интересных проектов. В частности, он работал над созданием самого большого в мире экраноплана. Был он, разумеется, военным. Теоретически, он был способен быстро добраться практически до любой точки мира и давал огромные преимущества вооружённым силам. Советские ВМС живо заинтересовались проектом, и Бартини начал работу над самым масштабным проектом в своей жизни.

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: alternathistory.com

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: alternathistory.com


По его мнению, авианосец нужно было «поставить на крыло», чтобы достичь максимально возможной скорости передвижения. Даже современные суда имеют серьёзные ограничения в скорости, поскольку они вынуждены преодолевать серьёзное сопротивление воды. Единственным же способом обойти это ограничение было поднять судно над её поверхностью, чтобы вообще убрать с дороги камень преткновения. На тот момент конструкторы всерьёз рассматривали экранопланы в качестве альтернативы обычным кораблям. Бартини не был исключением, а решающими факторами стали неимоверная расчётная скорость и огромная грузоподъёмность.

Авианосный экраноплан

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: fishki.net

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: fishki.net


Главная особенность экраноплана – его способ передвижения. Сам по себе он представляет некий гибрид самолёта с кораблём: он взлетает с воды и садится на воду, но перемещается над водой, используя для опоры воздушную подушку. Экраноплан не соприкасается с поверхностью воды, ему не приходится преодолевать её сопротивление, поэтому он может развить феноменальную скорость в несколько сотен километров в час. Это качество и задумал использовать Бартини в собственной модели А-2000. Таким образом авианосец получал возможность покрывать огромные расстояния за сравнительно небольшое время, и для военных это могло дать серьёзные преимущества перед противником. К тому же неимоверная подъёмная сила позволяла разместить на борту несколько десятков самолётов.

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: alternathistory.com

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: alternathistory.com


Несколько лет группа конструкторов во главе с Бартини работала над созданием проекта. Экраноплан длиной 183 и шириной 129 метров планировалось укомплектовать 25 самолётами и экипажем 450 человек, из которых больше половины были пилотами и обслуживающим лётным персоналом. В качестве силовой установки хотели использовать десять турбореактивных двигателей, причём шесть из них согласно проекту находились в передней части фюзеляжа, они выполняли роль тяговых, а ещё четыре нагнетали воздух под экраноплан, обеспечивая поддержку в воздухе. Для защиты авианосца на нём собирались установить ракетные установки. Расчётная крейсерская скорость составляла около 350 км/ч, а максимальная – 550-600 км/ч.

Неосуществимый проект

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: alternathistory.com

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: alternathistory.com


Любая армия была бы счастлива обладать таким авианосцем, как А-2000, но некоторые подсчёты перечеркнули несколько лет упорного труда. Как только ответственная комиссия рассмотрела проект, от него быстро отказались, поскольку даже на бумаге он выглядел крайне сложным и дорогим, а эксплуатация подобного экраноплана была чревата крайне неприятными последствиями. Даже его постройка грозила обернуться баснословными расходами, не говоря уже об эксплуатации. К тому же у А-2000 было несколько весьма неприятных особенностей.

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: fotostrana.ru

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: fotostrana.ru


Главная из них – управляемость, а точнее, практически полное её отсутствие. Любой самолёт поворачивает, используя наклон в нужную сторону, но с экранопланом это не работает. Он передвигается на небольшом расстоянии от воды и даже в теории не может отклониться от горизонтальной плоскости, поскольку рискует зацепить воду и разбиться. Поэтому любая смена курса превращается в нетривиальную задачу. К тому же низкая манёвренность боевого судна превращает его в лёгкую мишень для кораблей и самолётов противника. С условиями эксплуатации экраноплана тоже было не всё просто. Он не может летать в любую погоду и при любом волнении, поэтому сфера его использования была бы ограничена относительно спокойным Каспийским морем.

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: pinterest.ru

Рисунок экраноплана-авианосца А-2000. / Фото: pinterest.ru


В итоге проект экраноплана А-2000 закрыли ещё до начала технической реализации. Он оказался настолько большим и затратным, что отказались даже от постройки масштабного прототипа. Единственное, что смогли сделать конструкторы, так это собрать небольшую модель для проверки аэродинамики.

В Советском Союзе не раз пытались использовать экранопланы, а самым впечатляющим является «Лунь», который сейчас постепенно превращается в выставочный экспонат.


Обратите внимание:







2770
15.05.2023 10:17
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё