Не без помощи СМИ танки армий блока НАТО нередко воспринимаются обывателями как передовое и исключительно совершенное оружие. Однако, в действительности как и любые другие машины, основные боевые танки США, Германии и Великобритании имеют свои плюсы и минусы. Самое время посмотреть на сильные и слабые стороны западных ОБТ и попытаться трезво оценить их боевые возможности. Каждый слышал о том, что в отличие от советских танков, в танках НАТО нет автоматов заряжания. Хотя у такого решения есть свои плюсы, в целом подобный подход считается скорее недостатком. Однако, единственная ли это проблема в западной технике?
1. Leopard 2
Немецкие коты. |Фото: mavink.com.
Первым серьезным испытанием для немецких танков нового поколения стал Афганистан. Боевое крещение машины из Германии прошли в 2007 году. В борьбе против нерегулярных формирований танк показал себя с лучшей стороны. Также немцы убедились в том, что современные Leopard 2 практически неуязвимы для самодельных взрывных устройств. В Афганистане «немецкие кошки» всегда действовали под прикрытием пехоты, благодаря чему все танки успешно прошли кампанию.
В Афгане показали себя с лучшей стороны. |Фото: pinterest.com.
Тем не менее, лучшей антирекламой «Леопардов» стала турецкая кампания в Сирии. В 2016 году турецкие войска потеряли как минимум 10 машин немецкого производства. Большинство танков было подбито или уничтожено при помощи старых советских ПТРК «Конкурс» и новых российских ПТРК «Метис». Как минимум один «Леопард 2» был уничтожен огнем артиллерии. Еще два вышли из строя в бою по непонятным причинам. На протяжении всего 2017 года террористические и иррегулярные формирования на территории Сирии отчитывались об уничтожении турецких танков немецкого производства.
Леопард устал. |Фото: warthunder.com.
Таким образом опыт применения Leopard 2 оказался предсказуемо неоднозначным. С одной стороны, перед нами действительно грозная машина с качественным современным бронированием, средствами «сетецентрической войны», новейшими прицельными приспособлениями и мощным вооружением. А с другой стороны, столкновение даже такого танка с мало-мальски хорошо вооруженным и организованным противником может закончиться плохо для «стальной кошки».
2. Challenger 2
Самый тяжелый танк НАТО. |Фото: wallpaper.mob.org.
Боевой путь Challenger 2 – это вообще анекдот. Черный и злой, но все-таки анекдот. И знаете, есть в этом что-то «чисто британское». Первый раз в реальном бою танк поучаствовал в 2003 году в ходе вторжения коалиционных сил в Ирак. Случился прецедент дружественного огня. Один британский Challenger 2 не смог правильно опознать другой Challenger 2. В итоге одна машина подстрелила другую… В результате инцидента погибли командир и наводчик подбитого ОБТ. Справедливости ради, стоит отметить, что дальше у «чопорного господина» дела пошли куда лучше.
В целом показал себя очень хорошо. |Фото: Twitter.
В Ираке Challenger 2 проявил себя по-настоящему крепким орешком. Есть многочисленные свидетельства того, что британский ОБТ многократно выдерживал попадания из РПГ-7, советских и американских ПТУР производства времен холодной войны, переживали британские танки даже поражение тандемным боеприпасом РПГ-29 «Вампир». В отличие от американских и немецких танков, британский красавец делом доказал, что у него по-настоящему прочные бока. Правда, есть и минусы. Статистика поражений ОБТ в нижний броневой лист среди всех танков НАТО не на стороне англичанина.
И британец не без греха. |Фото: Pinterest.
Танк очень хорошо бронирован и является самым тяжелым ОБТ блока НАТО. На сегодняшний день у англичан одна из лучших систем управления огнем, качественная 120-мм пушка и лучшие средства обзора. Однако, за толстую шкуру Challenger 2 расплачиваются худшей скоростью и маневренностью в сравнении с американским «Абрамсом» и немецким «Леопардом». Огромная масса в 75 тонн создает британцу абсолютно ненужные проблемы при прохождении по нетвердым поверхностям и мостам. Для сравнения, немецкие и американские ОБТ весят около 60 тонн. Мощная и точная пушка «британца» имеет нарезной ствол, что не позволяет ему использовать ракетное вооружение. Кроме того, при высокой интенсивности боев орудие Challenger 2 намного быстрее приходит в негодность в сравнении даже с танками «Абрамс». Изюминкой на торте минусов можно считать самый неудачный и неудобный механизм заряжания в западном блоке…
3. M1 Abrams
Там на метле злой смайлик... |Фото: wikisort.org.
Боевое крещение ОБТ «империалиста №1» состоялось в 1991 году в рамках операции «Буря в пустыне». Там новейшим американским M1 Abrams пришлось столкнуться отнюдь не с партизанами, а с регулярной иракской армией, вооруженной преимущественно советским оружием (ну, и чуть-чуть американским). Потери в танках у США были относительно не большими – 20 машин. Причем часть M1 Abrams пострадала от дружественного огня, а другие просто сломались. Но последнее на самом деле является абсолютно нормальным для любой бронетехники в реальных боевых условиях. При этом нужно отдать должное - за всю «Бурю» в Персидском заливе на 20 выведенных из строя M1 пришелся всего один погибший танкист. Конечно, на руку Пентагону было то, что биться «Абрамсам» пришлось по большей части с устаревшими на тот момент танками: старенькими Т-55 и, мягко говоря, не самым тюнингованными Т-72. Но успех - это все-таки успех.
Лучшая машина для танковых дуэлей. |Фото: mob.org.
Закрепить последний не только словом, но и делом американская бронетехника смогла уже в 2003 году в ходе второй иракской кампании. Никаких официальных отчетов о потерях танков Пентагон тогда не публиковал, однако по косвенным свидетельствам американское военное ведомство подтвердило уничтожение как минимум 80 танков «Абрамс» иракскими силами. Около 20 из них больше не подлежали ремонту. Тем не менее, в отличие от британских «Challenger» иракские военные и партизаны опытным путем доказали, что американские ОБТ отлично пробиваются в борт, в том числе из старых советских гранатометов РПГ-7. Правда, здесь нельзя не отдать должное заморской конструкторской мысли – в большинстве случаев экипаж побитого «Абрамса» выживает полностью или частично.
Теряют их американцы не так уж много. |Фото: mavink.com.
Если у «Абрамсов» и есть по-настоящему ахиллесова пята, помимо бортовой брони, так это их дорогая и сложная электроника. Очень часто в случае попадания в танк снаряда или кумулятивной гранаты средства связи, управления огнем и прицельный комплекс выходят из строя, даже если броня машины не была пробита. Помимо этого, «Абрамс» — это самая прожорливая и самая пожароопасная машина блока НАТО. А еще самая дорогая не только в вопросе производства, но и в вопросе ремонта и эксплуатации.
Вместо заключения…
Не стоит недооценивать. ¦Фото: mavink.com.
Не стоит легкомысленно относиться к танкам блока НАТО. Это хорошо защищенные и вооруженные современные машины, нафаршированные передовой электроникой и средствами сетецентрической войны. Важно понимать, что американская, британская и немецкая бронетехника продолжали активно развиваться на протяжении последних 30 лет, в отличие от советской и российской. Также не стоит пренебрегать имеющимися в разных государствах возможностями производства, особенно в США. Однако, с другой стороны, было бы ошибкой представлять себе бронетехнику Североатлантического альянса как неуязвимых и непобедимых исполинов посреди поля боя! Танки НАТО, как и любые другие, горят. Единственный вопрос: какой ценой? Ведь когда армия не может платить сталью и порохом, она будет вынуждена платить кровью.
А вот интересно видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, зачем к танкам приваривают металлические решетки.