Зимняя война между Финляндией и Советском Союзом позволила выявить немало слабых сторон Красной Армии, а также получить бесценный опыт в области прорыва и штурма вражеских укреплений. Еще до завершения войны на северном направлении командованию РККА захотелось получить в распоряжение сухопутных войск новые мощные подвижные артиллерийские орудия, которые специализировались бы на уничтожении укреплений противника, в первую очередь бетонных ДОТов.
Армии требовалось средство от ДОТов. /Фото: eco-kovcheg.ru.
До окончания Зимней войны в СССР хотели сделать ставку на танки, в том числе тяжелые танки. И хотя уже успевший повоевать в финской кампании КВ-2 неплохо себя показал, в армии поняли, что даже такой танк не обладает достаточной огневой мощью для эффективной борьбы с долговременными бетонированными укрытиями противника. Решать задачи такого рода должна была бы артиллерия, вот только полевая не обладала достаточной силой, а тяжелая артиллерия имела ряд недостатков, связанных с формой и способом ее применения на поле боя. В итоге, руководство артиллерии РККА захотело получить в свое распоряжение крупнокалиберную САУ, которая могла бы и с танками бороться, и бетонные ДОТы уничтожать.
В итоге родилась идея супермощной САУ. /Фото: YouTube.
В итоге в июне 1940 года на базе Кировского завода началась работа над «Убийцей ДОТов». Проект получил рабочее обозначение «Объект-212» и подразумевал создания крупнокалиберной САУ из шасси тяжелого танка КВ-2 и артиллерийского орудия (гаубицы) М-10 калибра 152 мм. Однако, быстро выяснилось, что гаубица крайне слабо берет бетонные укрепления, а потому главное орудие будущей САУ заменили на корабельную пушку калибра 130 мм Б-13. При меньшем калибре, она была куда более компактной и при этом намного лучше пробивала бетон. На удалении в 4.5 км снаряд БР-2, выпущенный из Б-13, уверенно пробивал железобетонную стену толщиной в 2 метра.
Вооружить САУ хотели корабельной пушкой. /Фото: livejournal.com.
На проект заводу была выделена серьезная по тем временам сумма в 2 млн советских рублей. При этом создание «Объекта-212» было отнюдь не приоритетным для Кировского завода. Работы начались с изрядным опозданием, только в августе 1941 года. Все потому, что лучшие инженеры предприятия были задействованы для конструирования новых тяжелых танков. Именно на них в СССР планировали делать ставку в надвигающейся войне с Германией на фоне донесений разведки о том, что танковый парк вермахта продолжает богатеть и крепчать день ото дня.
Увы, проекту было суждено остаться на бумаге. /Фото: webasyst.net.
Работа над супертяжелой САУ продвигалась медленно. Большая части чертежей была готова лишь к 1 декабря 1940 года. Были на заводе и проблемы с поставкой нужных запчастей. Работа застопорилась, а уже в марте 1941 года и вовсе встала колом: завод вплотную занялся выпуском тяжелых танков для армии и ему было не до разработки 212-ой. После начала войны проект не похоронили, однако постоянно откладывали в долгий ящик. На чертежной доске «убийца ДОТов» просуществовал почти до середины 1942 года, пока от этой идеи не отказались окончательно в силу узкой специализации машины и невозможности выделить лишние ресурсы на разработку техники в условиях идущей войны.
Но после начала войны проблему укреплений пришлось решать другими методами. /Фото: fishki.net.
В продолжение темы читайте про 7 лучших и опасных истребителей современности.