Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему ручник в салоне ставят в очень странных местах




Классический рычаг ручного тормоза давно превратился в стандартную деталь интерьера, а его расположение между передними сиденьями – устоявшаяся традиция. Правда, автомобильные инженеры и дизайнеры придерживаются несколько иного мнения, и по этой причине ручник время от времени появляется в самых неожиданных местах. Хоть это и вызывает большое удивление, но на всё есть своя причина.


1. Классический ручник и его место

Ручной тормоз

Ручной тормоз


Изначально у ручного тормоза не было строгой прописки. На заре автомобилестроения его рычаг, похожий на штурвал или простой засов, мог располагаться где угодно — снаружи кузова или на полу. Стандарт закрепился позже, когда устоялась универсальная компоновка: двигатель спереди, а привод на задние колёса. Массивный центральный тоннель, в котором прятался карданный вал, стал идеальным местом для установки простого и надёжного тросового механизма. Так рычаг между сиденьями превратился в канон на десятилетия.

Автомобильная классика

Автомобильная классика


Традицию эту пересмотрели, когда инженерам понадобилось переделать внутреннее пространство. В тесных городских малолитражках каждый сантиметр салона был на счету, и громоздкий рычаг сюда вписывался плохо. Он мешал посадке, ограничивал движения водителя и съедал ценное место для подлокотника или дополнительных ящиков. Его пытались сделать более компактным, но этому мешали законы физики, поскольку для натяжения тросов нужен был достаточно большой рычаг. Архитектура автомобиля тоже менялась. Плоский пол открыл для дизайнеров новые возможности, но при этом исчезла привычная несущая конструкция для классического рычага. Инженерам пришлось делать выбор: либо создавать для ручника отдельный и не совсем удобный кожух на полу, либо искать для него принципиально новое место. Именно это и подтолкнуло их к изменению всей концепции, а стояночный тормоз начал свою бесконечную эволюцию.

2. Рычаг у торпедо и под рулём

ВАЗ-2101

ВАЗ-2101


Самым логичным было переместить его с пола в пространство под приборной панелью. Если вынести рычаг к торпедо или под рулевую колонку, можно было решить сразу несколько проблем. Во-первых, освобождался проход между сиденьями, что было критически важно для тесных двухдверных купе или рабочих микроавтобусов, где нужен был быстрый доступ к заднему ряду. Во-вторых, саму схему работы привода можно было усовершенствовать и сделать проще. Так тросы шли к задним колёсам по более прямому пути. Правда, без проблем не обошлось, и инженерам пришлось пойти на некоторые компромиссы. Чтобы дотянуться до рычага у ног, водителю приходилось наклоняться, а процесс переключения передач стал очень неудобным и неестественным, что могло даже привести к аварии. Для надёжной фиксации тормоза часто приходилось прилагать большие усилия, а рычаг под рулём мог мешать регулировке положения рулевой колонки. С выдвинутыми на максимум сиденьями он буквально упирался в колени высокого водителя.

Такой тормоз ставят у бюджетных машин без претензий

Такой тормоз ставят у бюджетных машин без претензий


Несмотря на имевшиеся недостатки, эта схема нашла свою нишу и стала использоваться в целых модельных линейках. Например, в классических Volkswagen Golf первого поколения или в отечественных «Жигулях» рычаг ручника под панелью был нормой. При этом разработчики придерживались исключительно практичного подхода, жертвуя эргономикой и удобством ради простой конструкции и экономии пространства. Такой подход был идеальным в автомобилях, где приемлемая цена ставилась на первое место.

3. Необычный ручник-педалька

Виктория с тормозом-педалью

Виктория с тормозом-педалью


Правда, даже в новом месте рычаг ручного тормоза не мог решить всех проблем, а потому инженеры пошли на более радикальные изменения — они освободили руки и добавили работы ногам. Рядом с имевшимися тремя стандартными педалями они установили ещё одну, отвечавшую за стояночный тормоз, и это надолго стало отличительной чертой многих американских автомобилей, крупных внедорожников и коммерческих фургонов. В просторном салоне пикапа или седана класса люкс экономия места между сиденьями была не столь критична, зато исчезал ещё один ручной рычаг, что делало интерьер визуально чище и минималистичнее. Обращение с педальным ручником было очень простым – водителю всего лишь нажать на педаль до щелчка, а для отключения тормоза требовалось потянуть специальный рычаг, обычно расположенный под панелью приборов. Главное преимущество подобного тормоза — можно было приложить большее усилие ногой.

В салоне

В салоне


Вот только всё это было не слишком удобным, а самый очевидный минус — невозможно было тонко регулировать усилие. С механическим ручником сделать это было гораздо проще, к примеру, для управления контролируемым заносом, педаль же работала по принципу «включено-выключено». Ещё одна проблема — привычка. Водителям, которые пересаживались с обычных машин, приходилось заново учиться: искать ногой непривычную педаль и помнить о рычажке для сброса. При этом в тесном салоне левая педаль мешала отдыхать ногам, а ещё её можно было случайно задеть. Впрочем, эти недостатки не помешали педальному ручнику получить широкое распространение.

4. Кнопки, клавиши и «виртуальный» ручник

Тигуан с электроникой

Тигуан с электроникой


Настоящую же революцию в расположении стояночного тормоза совершила не механика, а электроника. Замена троса и рычага на провода и электромотор развязала руки инженерам и дизайнерам. Электронный ручник (EPB — Electromechanical Parking Brake) — это несложное устройство с электронным управлением. Небольшая клавиша посылает сигнал и активирует сервоприводы в суппортах задних колёс. Такая кнопка не требует физической силы и её можно разместить практически в любом месте: на центральной консоли, у селектора передач, на панели слева от руля или даже интегрировать в многофункциональный дисплей.

Электронный стояночный тормоз

Электронный стояночный тормоз


Главное преимущество электроники — огромная экономия пространства. Массивный рычаг исчез, а потому появилась возможность ставить сквозные полки между сиденьями, увеличить объём подлокотника или организовать более продуманные ниши для гаджетов. При этом функциональность выросла. В систему часто входит функция Auto Hold, которая автоматически удерживает автомобиль на подъёме после остановки и отпускает тормоз при нажатии на газ.

Все прелести электроники

Все прелести электроники


Впрочем, у простой в использовании электроники имеется и обратная сторона — зависимость. Классический механический ручник работал всегда, независимо от заряда батареи или сбоя в компьютере. Электронный — часть сложной бортовой сети. Её отказ может заблокировать колёса или, наоборот, лишить машину стояночного тормоза. К тому же у водителя больше нет тактильной обратной связи и физического ощущения натяжения, во время спортивной езды также нельзя дозировать усилие. Ручник эволюционировал из простого механического устройства в интеллектуальную, но капризную и уязвимую функцию. Впрочем, это не единственное устройство, которое перешло в электронный формат, и этот современный тренд нравится далеко не всем.

У каждой машины свой тормоз

У каждой машины свой тормоз


Некоторые энтузиасты даже считают, что электронный ручник должен в конечном итоге раз и навсегда вытеснить все альтернативы. Вот только на текущий момент на конвейере одновременно сосуществуют и кнопка, и педаль, и классический рычаг, и рычаг под торпедо. Главная тому причина — огромное разнообразие самих автомобилей и проблем, которые решаются с их помощью. И в каждом конкретном случае лучше всего подходит один из перечисленных вариантов.

Ещё интересное с нашего канала:

Для чего на подводных лодках применяется свет красного цвета



Впрочем, вопросы вызывают не только тормоза, но и двигатели современных суперкаров. Некоторых производители постоянно создают какую-нибудь экзотику, например, газотурбинную силовую установку с огромным расходом топлива.

Обратите внимание:

0
1402
Версия для печати