
Не так давно в Южно-Африканской Республике состоялась традиционная выставка вооружений, на которой среди прочего был продемонстрирован танк местного производства. Речь, конечно же, идёт о машине с названием Olifant Mk2, которую можно смело называть лучшим танком африканского континента. Поговорим же о том, как появился и чем хорош этот здоровяк, а также почему при всех своих недостатках он всё ещё достоин уважения и похвалы.

Сначала были Центурионы.
На сегодняшний день южноафриканский Olifant Mk2 по праву может считаться лучшим танком Чёрного континента. Непростая судьба этой машины является отличной иллюстрацией того, как можно производить вполне сносное оружие едва ли не из палок и… стали в условиях ограниченного промышленного потенциала и ещё более ограниченных финансовых возможностей. Началась история «Слонов» (именно в честь этого гордого африканского великана танки носят своё название) ещё в 1950-е годы, когда Южно-Африканские силы обороны закупили порядка 200 британских танков A41 «Центурион». В Великобритании эта машина разрабатывалась ещё в годы Второй мировой войны, как потенциальный противник для немецких тяжелых танков.

Пришлось модернизировать.
Нужно ли говорить, что ко второй половине 1970-х годов старая колониальная техника безнадёжно устарела? Конечно, южная часть африканского континента – это далеко не самый «модерновый» театр военных действий. Но всё-таки танк времён Второй мировой – это танк времён Второй мировой. Более того, A41 и близко не создавался с прицелом на эксплуатацию в тех условиях, в которых теперь использовался. Поэтому в 1976 году в ЮАР стартовала государственная программа модернизации бронетехники. И так как африканская республика была страной, мягко говоря, с не самой богатой историей танкостроения, выбирать особо не приходилось – нужно было модернизировать уже имевшиеся на вооружении «Центурионы».

Серьёзная машина по местным меркам.
Собственно, так и появился Olifant Mk.1A. Танк оброс новой 105-мм пушкой британского производства L7A1, современной (на тот момент) системой управления огнём, дымовыми гранатомётами, ночным прицелом, дополнительными приборами наблюдения. Так же машина получила новый двигатель. На смену британским «Метеорам» пришли заокеанские AVDS-1750. Поменяли в танке и коробку передач: гидромеханические автоматы для танков всё так же закупили в США. Вишенкой на торте стало увеличение ёмкости топливных банков. К концу 1970-х годов южноафриканцы модернизировали все 220 «Центурионов», что были в их армии. Получилось вполне сносно, особенно при условии, что производство большинства импортных компонентов удалось локализовать в ЮАР. И в первую очередь это касалось новой 105-мм пушки.

Внедрили множество инноваций.
Вдобавок к перечисленному, многие импортные компоненты подверглись местной модернизации для того, чтобы танк лучше подходил к эксплуатации в условиях Африки. Например, всё та же L7A1 приобрела в стеклопластиковый теплоизоляционный кожух. Другой пример – модернизация башни приводы разворота и корректировки орудия которой стали теперь электрическими. В сравнении с оригинальным «Центурионом» южноафриканский «Слон» стал выносливее, научился штурмовать броды глубиной до 1.5 метров, преодолевать гораздо более сложные участки местности. В сравнении с оригиналом танк стал на 20-25% быстрее разгоняться. Благодаря американскому дизелю скорость машины возросла до 58 км/ч, а увеличенные баки позволили довести дальность марша «Слонов» до 260 км.

Танк модернизировали дважды.
Однако, время беспощадно шло вперёд и в 1991 году в ЮАР вновь был поднят вопрос об актуальности используемых танков. Сразу же был поднят вопрос о закупке импортных машин в Европе, в первую очередь во Франции, Англии или Германии. Однако, быстро выяснилось, что приобретение даже 100 новейших танков республика не потянет финансово. Поэтому военные вновь вернулись к идее модернизации уже существующей машины. Так, в начале 1990-х началась разработка второй модели «Слона» - Mk.2. Готова машина была к 2003 году. По итогу, танк почти 50-летней давности оброс новыми средствами защиты (в том числе дополнительной противоминной бронёй), вновь обновил СУО и приводы башни, обзавёлся новым турбонагнетателем и промежуточным охладителем для двигателя. Однако, в отличие от первой передки, на сей раз обновить получилось не более 30 танков.

До сих пор используется.
В начале 2000-х годов модернизированные «Олифанты» успешно принимали участие в боевых действиях против соседних государств. Безусловно, уже более, чем 50-летние «Центурионы» не в состоянии на равных выступать с современными ОБТ стран НАТО, России или Китая. Однако, для своего театра боевых действий «Слон» является вполне успешной и актуальной конструкцией, способной эффективно выполнять возложенные на неё задачи. Более того, по ряду чисто эксплуатационных вопросов Mk.2 превосходит танки великих держав в условиях африканского климата и географии. Редкий успешный пример того, как промышленность страны может выжать максимум из откровенно устрашившей машины в жестко ограниченных условиях.
А вот интересное видео с нашего канала - рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг
В продолжение темы читайте о том, как один советский ледокол спас 2 тысячи застрявших в Арктике китов с помощью музыки.
