
В середине прошлого века инженеры вовсю экспериментировали с необычной техникой и оружием. Правда, большая часть проектов по разным причинам оказались неработоспособными, но некоторые из них даже сейчас заслуживают внимания. Яркий тому пример – американский Fairchild XC-120 Pack Plane, транспортный самолёт, который предлагал совершенно новый подход к перевозке грузов. Он выглядел необычно, работал по принципу «летающего контейнеровоза» и должен был перевернуть все представления о военной и гражданской логистике. Правда, военные им так и не впечатлились.
Нестандартная идея

Стандартный военно-транспортный самолёт
После окончания Второй мировой войны Соединённые Штаты превратились в мировую сверхдержаву, а вместе с этим появилась новая проблема: нужно было быстро перемещать войска и технику на большие расстояния. Классические транспортные самолёты кое-как справлялись с перевозкой, но на это у них уходило слишком много времени, оно особенно тратилось на погрузку и разгрузку. Обычно весь процесс затягивался на часы, а во время военных конфликтов это было серьёзным недостатком.

Транспортник C-119 Flying Boxcar
В компании Fairchild решили разрулить проблему радикальным способом: дело пойдёт быстрее, если отказаться от привычного фюзеляжа и превратить самолёт в своего рода летающую платформу. Грузы предлагалось размещать не внутри самолёта, а в съёмных модулях — больших контейнерах, которые легко пристёгивались и отстыковывались. В итоге получалось нечто, напоминающее морские перевозки, где контейнеры грузят на судно уже упакованными и готовыми к отправке. То есть это должен был быть контейнеровоз с крыльями. Даже сейчас польза от такого самолёта могла быть очень большой.

Макет экспериментального транспортника
Пока один контейнер летел на борту XC-120, другой можно было готовить к следующему рейсу прямо на земле. Так можно было бы резко сократить время простоя и обеспечить действительно непрерывный поток поставок, когда время тратится лишь на пристёгивание нового груза и заправку. Для военных это выглядело особенно заманчиво: самолёт мог доставлять готовые мобильные штабы, госпитали или склады, которые буквально за считаные минуты превращались в полноценные рабочие объекты.
Удивительная конструкция

Модульный самолёт Fairchild XC-120 Pack Plane
За основу инженеры Fairchild взяли серийный транспортник C-119 Flying Boxcar, но при этом переделали его самым радикальным образом. Самой необычной частью конструкции стал фюзеляж, центральную часть которого сделали съёмной: пилотская кабина, крылья и хвост оставались на месте, а под ними подвешивался большой грузовой модуль. Нестандартный контейнер надёжно фиксировался при помощи замков и креплений. Чтобы такая схема работала, пришлось полностью переделать шасси. Колёса поставили шире, чем у базовой модели, и расположили их по бокам, за счёт чего самолёт мог проехать прямо над контейнером. Как только контейнеровоз оказывался в нужном положении, пилоты аккуратно опускали фюзеляж на опоры, защёлки фиксировались, и самолёт за считанные минуты был готов к отправлению.

Самолёт и контейнер
Для стороннего наблюдателя всё это выглядело как превращение какого-нибудь трансформера, и абсолютно отличалось от процесса погрузки обычного самолёта. В свою очередь, для экипажа сложность работы сильно возрастала, поскольку это было больше похоже на управление воздушным краном. Тем не менее благодаря столь оригинальной конструкции можно было намного ускорить погрузочно-разгрузочные работы. Сама же идея оказалась чрезвычайно прогрессивной и опережала технологии того времени на десятилетия вперёд. К тому же она заложила основы для использования модульных структур в авиации.
Первые испытания и возможности

Разгрузка\погрузка
Первые полёты XC-120 состоялись в 1950 году, и зрелище произвело на наблюдателей большое впечатление. Грузовой отсек отсоединяли прямо на глазах у публики, а самолёт легко взлетал без него. Когда же контейнер крепили обратно, машина снова превращалась в полноценный транспортный самолёт. Перед военными он открывал большие перспективы, ведь транспортный самолёт можно было за считанные минуты переоборудовать для выполнения совершенно других задач.

Самолёт имел высокое шасси
На испытаниях удалось полностью подтвердить функционал и работоспособность самолёта. Интересно, что при этом проверяли не только прочность креплений и управляемость, но и скорость всей процедуры, и полученные результаты произвели впечатление. Фактически погрузочно-разгрузочные работы ускорялись в сотни раз, а военные вполне могли обеспечить постоянный и быстрый поток грузов к собственным базам или к линии фронта. Аналитики предсказывали для нового самолёта самое светлое будущее и придумывали всё новые применения для него.

Самолёт с грузовым модулем
Не менее интересно выглядели и гражданские перспективы. Среди прочего рассматривали использование нового самолёта для доставки уже готового складского помещения или даже магазина. При этом можно было перевозить по воздуху уже готовое помещение, оборудованное всем необходимым для работы. Требовалось всего лишь довести его до места назначения и подключить к коммуникациям. Даже сейчас это звучит как фантастика, не говоря уже о 1950-х годах. По сравнению с другими транспортными самолётами того времени, XC-120 мог выполнять работу быстрее, а при необходимости его можно было бы с минимальными затратами времени приспособить к решению других проблем. По своим же характеристикам он находился примерно в том же классе, что и базовый C-119, а главным его преимуществом была модульность.
Почему проект закрыли

Гружёный Fairchild XC-120 Pack Plane
Несмотря на интересные возможности и впечатляющие результаты, проект так и не получил дальнейшего развития. Главная же причина крылась в инфраструктуре, а вернее, в её отсутствии. Контейнеры для XC-120 нужно было производить отдельно, перевозить и хранить, но вот для их обслуживания не было совершенно ничего. На военных базах и на аэродромах пришлось бы создавать целую систему, ведь без этого использовать новые самолёты было бы невозможно. Вот только стоимость работ и их объём были просто баснословными, поэтому никто не спешил браться за это дело.

Пустой грузовик
К тому же сама конструкция оказалась не столь универсальной, как задумывалось. Да, сменный модуль ускорял работу, но габариты контейнеров ограничивали номенклатуру грузов, пилотам приходилось действовать очень аккуратно при стыковке, а риски ошибок никуда не делись. Военные решили, что проще использовать проверенные транспортники вроде того же C-119 или более современные самолёты, чем вкладываться в экспериментальную технику. В итоге построили всего один экземпляр XC-120. Он летал на испытаниях, участвовал в показательных выступлениях, но дальше дело не пошло.
Ещё интересное с нашего канала:
Почему католические священники носят белый воротничок
На этом необычном проекте работа над созданием военно-транспортных самолётов не остановилась. С появлением новых реактивных двигателей и более лёгких материалов возможности летающих грузовиков намного увеличились. Их грузоподъёмность и размеры сильно выросли, и современные модели, обладающие огромной вместимостью, могут перевозить большие грузы на огромные расстояния.
