Если посмотреть на модели современных ледоколов, то можно заметить одну интересную особенность. У достаточно многих из них гребные винты установлены не только на корме, но и в носовой части. Возникает вполне закономерный вопрос: зачем такие вообще нужны, и как моряки умудряются не ломать носовые винты во время разламывания льда?
Крайне полезная система. |Фото: vse-grani.com.
На самом деле увидеть гребные винты на носу сегодня можно не только у ледоколов, но также у танкеров и барж. Однако, назначение визуально подобных гребных устройств может сильно меняться в зависимости от типа корабля. Например, в танкерах носовые винты чаще всего представлены подвижными винто-рулевыми колонками (ВРК). Впервые появились такие еще в середине XX века, однако наибольшую популярность обрели сравнительно недавно. Нужны они для улучшения хода судна и упрощения его маневрирования. Современные ВРК позволяют вращать судно едва ли не на месте без помощи буксиров. Устанавливаются ВРК не только в носовой части, но в кормовой части.
Додумались до системы еще в XIX веке. |Фото: finobzor.ru.
Встречаются ВРК и на ледоколах, однако куда чаще там стоят самые обычные перевернутые гребные винты. Одними из первых до установки винтов в носовую часть додумались американские моряки еще в последней четверти XIX века. Нужны эти гребные винты для повышения проходимости ледокола. С ними судну становится намного проще ломать лед. В некоторых случаях передние гребные винты и вовсе делают почти всю работу по раскалыванию льда. Однако, не нужно думать, что они его крошат. Работает все совершенно иначе.
Ледоколы бывают очень разные. |Фото: sgnorilsk.ru.
Однако, прежде следует оговорить, что существует множество разновидностей ледоколов. В первую очередь суда характеризуются по тому, какой именно лед они могут взять. Всякий ледокол ломает твердую преграду, наваливаясь на нее массивным форштевнем. Однако, чем толще в регионе работы лед, тем крепче должен быть форштевень. С другой стороны, там, где лед не слишком толстый, можно использовать ледоколы классом полегче, но оборудованные передними винтами.
Очень тяжелая работа. ¦Фото: moya-planeta.ru.
После запуска передние гребные винты ледокола создают под водой перед форштевнем судна воздушную подушку. Нагнетание воздуха под лед приводит к тому, что он начинает ломаться вверх со стороны воды. Сразу после этого на него наваливается форштевн и проламывает вниз своей массой. Таким образом воздушный пузырь, созданный винтами, значительно упрощает работу ледокола, ускоряет скорость прохождения замерзших участков пути и сокращает расход горючего. Угрожает ли при этом лед работающим винтам? Нет, так как они находятся намного дальше места соприкосновения штевня и замерзшей воды.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему бетонные корабли не тонут, и кому понадобилось их строить.