
В последние годы тема новейшего российского лайнера МС-21 поднималась не один десяток раз. Самолёт находился в разработке на протяжении многих лет, регулярно сталкиваясь с различными сложностями от чисто технических, до экономических и политических. Но несмотря на все «но», машина всё-таки смогла выйти в «металл». Правда, пока над головой большого количества новинок почему-то не видно. На каком вообще свете сегодня находиться МС-21, сколько этих самолётов произведено и сколько ещё собираются выпустить?

Разрабатывали много лет.
«Магистральный самолет XXI века» - именно так расшифровывается название российского узкофюзеляжного среднемагистрального самолёта МС-21 от ПАО «Яковлев» (корпорация «Иркут») из Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Работы по проекту МС-21 стартовали в начале 2000-х годов. Главным конструктором был назначен Константин Попович. Основой для нового самолёта стал эскизный проект 1992 года, за основу которого, в свою очередь был взят Як-42. Таким образом в известной степени МС-21 – это продукт глубокой и всесторонней модернизации советского самолёта. Первоначально проект даже носил название Як-42М, однако в 1995 году работы по самолёту были приостановлены из-за приостановки финансирования ОКБ «Яковлев».

Самолёт получился отличный.
Работами по фюзеляжу самолёта занимались специалисты корпорации «Иркут», в то время как созданием крыльев для МС-21 занималось АО «АэроКомпозит», ещё одно российское авиационное предприятие из состава ОАК. За проектирование хвостовой части пассажирского самолёта отвечали специалисты таганрогского ПАО «Бериева». Одной из ключевых проблем в истории МС-21 стала тема двигателей. Ещё при разработке Як-42М предполагалось, что новая машина получит отечественные ПС-90А от Пермского мотостроительного комплекса. Однако, в дальнейшем было принято решение об оснащении лайнера американскими установками PW1431G от заокеанской компании «Pratt & Whitney». Соответствующее соглашение последняя подписала с российской «Иркут» в 2012 году.

Глубокая модернизация Як-42.
Правда, американскими двигателями должны были оснащаться лишь коммерческие версии самолётов (в любом случае – большинство). Для государственных заказчиков осенью того же года «Иркут» продемонстрировал версию МС-21, оснащённую пермскими двигателями ПД-14. Такие машины предназначались для эксплуатации Специальным лётным отрядом «Россия», МЧС, ФСБ, МВД и Министерством обороны (вооруженными силами). Де-факто самолёт был готов уже в 2016 году. Тогда же состоялась и первая торжественная презентация машины на базе Иркутского авиастроительного завода. Первый полёт новый лайнер в лице МС-21 совершил в мае 2017 под управлением лётчиков-испытателей Романа Таскаева и Олега Кононенко. В 2018 году начался очередной тур лётных испытаний.

Оснащается отечественными двигателями.
Учитывая ситуацию с двигателями, едва ли для кого-то станет открытием, что проект МС-21 одним из первых угораздил под молот иностранных санкций после событий 2013-2014 годов. По этой причине началось постепенное импортозамещение комплектующих. В первую очередь отказались от импортных двигателей, теперь ставка была окончательно сделана на установки ПД-14. В 2020 году Минпромторг России распорядился о начале разработки ещё 54 агрегатов для МС-21 с крайним сроком разработки и внедрения до 2024 года. Между тем, в том же 2020 году была успешно испытана первая спецификация МС-21 с отечественным двигателем. А в декабре 2021 было официально заявлено о завершении испытаний новинки.

Сделали уже 14 машин.
Предназначена воздушная машина как для работы на внутренних, так и на международных рейсах протяженностью от 2.5 до 8 тысяч км. По своим возможностям российская машина стоит в одном ряду с такими импортными самолётами как Airbus 320, Boeing 747 и 777. Нельзя не отметить, что именно самолёты этого класса составляют большую часть гражданского авиапарка почти любого крупного перевозчика. В первую очередь МС-21-300 предназначены для нужд российского рынка. В рамках комплексной программы развития до 2030 года один только «Аэрофлот» намеревается получить не менее 108 машин, после чего авиакомпания получит ещё 92 машины в следующие два года. Всего же МС-21 планируют выпустить тиражом не менее 270 бортов. Летом 2025 года «Ростех» подтвердил сборку первых 14 серийных машин.
А вот интересное видео с нашего канала - какие мотоциклы «Урал» сегодня выпускает ИМЗ, и почему они такие дорогие:
В продолжение темы читайте о том, почему современные авто с кузовом из бумаги считаются безопасными.
