В Советском Союзе суда на подводных крыльях (СПК) пользовались большой популярностью. Они занимали важную нишу в сфере речного транспорта. Многие из тех, кто родился еще в СССР, должны помнить те самые «Ракеты» и «Метеоры», бороздившие по речным и озерным маршрутам. Использовались СПК и в советском Военно-морском флоте. Так, уже в 1950-е годы появились первые торпедные катера на подводных крыльях. Однако, уже после событий 1991 года интерес к СПК в бывших советских республиках сошел на нет. Что же случилось?
Суда пытались делать много лет. |Фото: ya.ru.
Идея создания корабля на подводных крыльях появилась еще в конце XIX столетия. Первое экспериментальное СПК создал и испытал на реке Сена в 1897 году французский изобретатель Шарль де Ламбер. Теоретические расчеты Ламбера были верны, однако мощности используемой паровой машины не хватило для достижения необходимой скорости, поэтому эксперимент оказался неудачным. Первый успех в этой области был достигнут итальянским конструктором Энрико Форланини, который в 1906 году смог разогнать лодку до 68 км/ч и поставить ее на подводные крылья в процессе движения. После этого события интерес инженеров к СПК принялся расти во всем мире.
Значительные успехи были достигнуты в СССР. |Фото: fotostrana.ru.
В 1930-е годы больших успехов в конструировании судов на подводных крыльях постигли немецкие инженеры. В 1944 году Ганс фон Шертель смог разогнать до 74 км/ч СПК с водоизмещением 80 тонн. Старались не отставать и в Советском Союзе. Инженеры ЦАГИ начали работы в области СПК в 1933 году. Однако, несмотря на первые успехи, работы над отечественными судами пришлось почти полностью свернуть уже в 1941 году из-за начала войны. Тем не менее, в 1943 году советские конструкторы все-таки представили экспериментальный военный катер А-4.
Производили десятками. |Фото: fleetphoto.ru.
В первые годы после окончания войны Советском Союзу было не до СПК. Однако, по удачному стечению обстоятельств в СССР были вывезены наработки Ганса фон Шертеля. На протяжении почти 5 лет ценная документация пылилась в архивах. Интерес к СПК в Союзе вернулся после того, как бежавший из Германии Шертель «всплыл» в Швейцарии в 1950-е годы, где принялся вновь конструировать суда на подводных крыльях. К 1955 году работы советских конструкторов по этому направлению возобновились с новой силой. А уже к 1956 году был представлен первый проект речного теплохода на подводных крыльях.
Хорошие были суда. |Фото: Twitter.
Первым пассажирским судном стала «Ракета-1», поступившая в эксплуатацию в августе 1957 года. В конце 1950-х в СССР было уже несколько серийных моделей речных катеров на подводных крыльях: «Ракета», «Метеор», «Комета», «Беларусь». В 1970-е и 1980-е годы парк пополнился моделями «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон» и «Ласточка». Закономерным образом росло и количество речных пассажирских линий. Использовались СПК не только в гражданском секторе. Применяли их в области судового надзора, в армии и на флоте. Также СПК стояли на вооружении советской службы спасения. Первым армейским ракетным СПК стал К123К. Последним построенным - 1240 «Ураган» созданный в 1977.
Сегодня большинство на свалке. |Фото: dnpmag.com.
Но куда же делись все эти суда на подводных крыльях сегодня? На самом деле интерес к СПК охладел не только в бывшем СССР, но и во всем остальном мире. В 1990-е годы начали расти цены на энергоносители. Многие годы суда на подводных крыльях считали перспективным, но не очень-то рентабельным направлением водного транспорта. Когда же топливо во всем мире начало дорожать, от СПК принялись отказываться как от потенциально убыточных. В республиках бывшего СССР данный тренд неудачно наложился на всю ту совокупность проблем, которые республикам «подарил» 1991 год: развал промышленности, разрыв устоявшихся производственных и логистических цепочек, стремительное обеднение населения, эмиграция населения в страны Запада.
В последние годы пытаются возрождать. ¦Фото: ckbspk.ru.
Одними из последних, кто пытался производить СПК, стали Украина и Россия. В 1990-е годы в Украине создали еще два судна «Олимпия», однако после этого от проекта отказались. В России в начале 2000-ых направление СПК пытались «оживить», построив 4 «Катрана», еще два судна - «Комета 120М» и «Валдай 45Р» были построены в 2013 и 2017 годах. Тем не менее, до советских масштабов применения СПК в речном транспорте России еще очень далеко.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про непотопляемый бетонный корабль: безумная идея военных, которая сработала.