Как бы не относились к советской архитектуре, на просторах социалистической страны активно велось строительство гигантских заводов, новых городов и поселков. И пусть стремление к идеалу находило неожиданные формы, а порой было утопическим или совсем унылым и заурядным, сказать, что советские архитекторы шли по накатанной дорожке, никак нельзя. Как минимум десятерым из них удалось создать поистине эпохальные структуры и кардинально изменить облик городов СССР.
1. Владимир Шухов – «человек-фабрика» и «русский Леонардо»
Легендарный Владимир Шухов, его вневременные изобретения гиперболоидной телескопической конструкции и ферменных структур.
Практически ни одно строительство промышленных предприятий и общегородских сооружений не обходилось (и не обходится) без изобретений Владимира Шухова.
Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939 гг.) – инженер-новатор, архитектор, художник, изобретатель и ученый, которому царская Россия, а затем и СССР обязана фантастическими проектами в области нефтяной и строительной индустрии, теплотехники и судостроении, военной и промышленной отрасли. Он разрабатывал не только здания и вышки, по его чертежам велась прокладка нефтепроводов, собирались речные танкеры, возводили башни и силовые электрические опоры (по принципу изобретенной им телескопической гиперболоидной башни), строили нефтеперерабатывающие заводы и хранилища, мартеновские цеха Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завод «Азовсталь», завод «Советский крекинг» в Баку, возводилось невероятное количество ферменных конструкций, которые придумал «русский Леонардо». Несмотря на тяжелые жизненные события он до конца своих день трудился не покладая рук на благо страны (отсюда и прозвище – «человек-фабрика»), которая приговорила его к смертной казни (правда, с отсрочкой), погубила сына (из-за чего умерла и супруга), вынудила «подарить» все права на патенты, а их стоимость составляла 50 миллионов золотом!
2. Федор Шехтель — основатель русского модерна в архитектуре
Федор Шехтель – мастер русского модерна, чьи здания стали символом архитектурной эпохи конца XIX начала ХХ вв.
Федор Шехтель выработал собственный стиль в архитектуре, используя яркие и выразительные элементы модерна, неорусского стиля и классики.
Федор Шехтель (он же Франц Альберт Шехтель, 1859–1926 гг.) – талантливейший русский/советский архитектор, создатель русского модерна в архитектуре, чьи проекты до сих пор радуют глаз и удивляют размахом. Со времен царской России только в Москве по его проектам было построено более 60 масштабных объектов – это и Ярославский вокзал, и типография «Утро России», гостиницы, доходные дома, магазины, особняки, реконструкция здания Художественного театра и многие другие.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить особое внимание, а то, что большинство построек стали культовыми и вошли в золотой фонд отечественной архитектуры, теперь они находятся под охраной государства, что поможет сохранить иконы модерна конца XIX начала XX вв. для последующих поколений.
3. Эль Лисицкий – изобретатель новой эпохи
Эль Лисицкий – инженер, художник, архитектор, изобретатель новой эпохи. | Фото: artguide.com.
Концепты будущего, дизайн, типография графика – самое большое пристрастие Эль Лисицкого.
Эль Лисицкий (он же Лазарь Маркович Лисицкий, 1890–1941 гг.) — инженер, архитектор, художник, футуролог, педагог, экспериментатор, генератор пространственных идей, создавший не один проект будущего, большинство из которых оказались в столе, но все же эти концепции, повлияли на становление уже современной архитектуры и дизайна. Авангардист по натуре нашел себя в конструктивизме, супрематизме, прогнозировании будущих технологий, в которых знал толк. Выработанные им архитектурные принципы легли в основу идей школы Баухауса, вертикального зонирования городской застройки, конструкций автономного мобильного жилья и горизонтальных небоскребов.
4. Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда
Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда и легенда мировой архитектуры. | Фото: PORUSSKI.me.
Яркие, запоминающиеся проекты до сих пор вызывают восхищение и будоражат воображение (проекты К. Мельникова).
Константин Степанович Мельников (1890–1974 гг.) – гениальный архитектор, художник и педагог, один из основоположников русского авангарда сразу же после окончания училища влился в коллектив, перед которым поставили задачу создать новый облик социалистической столицы. Совместно с другими разработчиками он активно участвовал в преобразованиях «Новой Москвы», особенно впечатляющими у него получались зданиями культурного назначения (Дворцы культуры и клубы как в столице, так и области), а также структуры общего и промышленного назначения (здание конторы Ново-Сухаревского рынка, масштабные гаражные комплексы Москвы, самым значимым из них стал Бахметьевский). Жесткое противостояние с номенклатурными работниками, курирующими строительство и культуру, привело к 40-летнему отлучению гениального авангардиста от творчества (последней каплей стало приглашение в Милан с индивидуальной выставкой, что советское руководство позволить никак не могло).
5. Вечно витающий в облаках Иван Леонидов
Иван Ильич Леонидов (1902—1959) — одна из наиболее значимых творческих личностей СССР.
Иван Ильич Леонидов (1902—1959 гг.) – одна из значительных творческих личностей, внесших огромный вклад в развитие советской авангардной архитектуры 20-х годов. Будучи новатором по натуре, обладая ярко выраженным талантом поиска новых форм и архитектурных решений он опередил свое время более чем на сотню лет (большая часть так и осталась не реализована). Его концептуальные проекты гремели на весь мир, что повлекло за собой зарождение принципиально новых структур, особенно в те периоды, когда стили достигали своего апогея и начиналось банальное копирование или массовая застройка. От природы талантливейший зодчий не раз занимал призовые места в отраслевых конкурсах, восхищая и даже пугая современников переосмыслением многих жанров архитектуры, включая социалистическую.
Проекты Ивана Леонидова поражали современников своим новаторством.
Самыми знаменитыми конкурсными проектами Ивана Леонидова являются: здание Государственного Белорусского университета в Минске, дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве, Кинофабрика в Москве на Ленинских горах, Дом промышленности в Москве, планировка и застройка площади Серпуховской заставы в Москве, Дом Наркомтяжпрома на Красной площади, Клуб нового социального типа и многие другие.
6. Алексей Щусев – от храмовой архитектуры до станций метро
Алексей Викторович Щусев – разноплановый творец, нашедший себя сразу в трех направлениях архитектуры.
Алексей Викторович Щусев (1873–1949 гг.) — единственный в истории отечественной архитектуры зодчий, достигший весомых успехов сразу в трех ее жанрах: в неорусском стиле, конструктивизме и в сталинском ампире. Учитывая его год рождения, неудивительно, что карьера Щусева сложилась задолго до того, как грянули перемены, связанные с Великой революцией. Будучи гибким по натуре человеком, он сумел не только перестроиться и влиться в новую эпоху, но и достичь невиданных высот.
От храмовой архитектуры до конструктивистских идей молодого социалистического государства (проекты А. В. Щусева).
Станция метро «Комсомольская» с ее мраморными колоннами, хрустальными люстрами, искусными мозаичными панно – яркий образец сталинского ампира (проект А. В. Щусева). | Фото: yamoscow.ru.
Начиная со строительства церквей, монастырских комплексов и усадеб царской России, в советский период Алексей Щусев без труда перестроился и сумел удивить проектами: Мавзолея вождя пролетариата на Красной площади, разработкой обновления набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала и улицы Горького (в составе коллектива проектного бюро), здания Казанского вокзал, Москворецкого моста, гостиницы «Москва» на Охотном ряду, научных институтов в Москве, Алма-Ате, Киеве, зданий органов госбезопасности (НКВД), множеством помпезных зданий в стиле сталинского ампира, включая станцию метро «Комсомольская», которая по сей день считается самой роскошной.
7. Иван Фомин – яркий представитель «пролетарской классики»
Иван Фомин – талантливый архитектор, преобразивший Санкт-Петербург и другие советские города.
Работы Ивана Фомина в стиле «пролетарской классики» стали украшением советских улиц и площадей.
Иван Александрович Фомин (1872-1936 гг.) – большой оригинал, которому удалось соединить несоединимое при разработке зданий, призванных стать идеальными архитектурными объектами для советского человека. Его работы в стиле «пролетарской классики», или «красной дорики» (именно так он назвал свое изобретение) украшали послереволюционный Петербург, ставший социалистическим Ленинградом. Генеральная реконструкция Марсового поля, университетский квартал в Иванове, офис РЖД на Красных Воротах, жилой дом общества «Динамо» на Большой Лубянке – это дело его рук. Стоит отметить, что все его творения объединяет весомый элемент, который стал главной изюминкой и своеобразной подписью маэстро – это парные колонны. Кстати сказать, тяготение к античности и классике очень помогло архитектору, в тот период истории, когда практически в один день зародился новый стиль в архитектуре СССР – сталинский ампир.
8. Лев Руднев – главный идейный вдохновитель сталинского ампира (помимо Иосифа Виссарионовича, конечно же)
Лев Руднев – ведущий архитектор «сталинского ампира», автор грандиозных проектов СССР. | Фото: ardexpert.ru.
Самые примечательные работы Льва Руднева в Москве, Варшаве и Азербайджане.
Лев Владимирович Руднев (1885-1956 гг.) – русский/советский архитектор, главный практик сталинской архитектуры чьему таланту мы обязаны появлению на улицах столицы самых грандиозных, роскошных и величественных объектов. Лев Руднев вместе с Иваном Фоминым разрабатывал проекты тех самых знаменитых «высоток Сталина», призванных поразить зарубежных гостей и вдохновить советских трудящихся на еще более весомые достижения в строительстве социализма и внести вклад в победу коммунизма.
Утопические идеи так и остались нереализованными, а вот 7 небоскребов удалось-таки построить и не без помощи Руднева, разработавшему проект самой масштабной высотки – Главного здания МГУ на Воробьевых горах, хотя и другие сооружения, возведенные в стиле сталинского ампира, захватывают своим величием. Чего только стоят здания Дворца культуры и науки в Варшаве, Дома правительства в Азербайджане, здание Военной академии и Министерства обороны в Москве, Театр Красной Армии, Дом офицеров в Кронштадте, Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде. Интересным является и тот факт, что Лев Руднев участвовал в разработке дизайна архитектурно-художественной части океанских теплоходов «Аджария», «Армения», «Абхазия», «Украина», «Крым» и «Грузия».
Более подробно о масштабном проекте, получившем в народе название «7 сестер» или «высотки Сталина», можно узнать из следующего обзора.
Еще об одном внедрении в СССР, изменившем облик каждого населенного пункта, рассказывается в нашем видеоролике: