Архитектура RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Как бы не относились к советской архитектуре, на просторах социалистической страны активно велось строительство гигантских заводов, новых городов и поселков. И пусть стремление к идеалу находило неожиданные формы, а порой было утопическим или совсем унылым и заурядным, сказать, что советские архитекторы шли по накатанной дорожке, никак нельзя. Как минимум десятерым из них удалось создать поистине эпохальные структуры и кардинально изменить облик городов СССР.


1. Владимир Шухов – «человек-фабрика» и «русский Леонардо»



Легендарный Владимир Шухов, его вневременные изобретения гиперболоидной телескопической конструкции и ферменных структур.

Легендарный Владимир Шухов, его вневременные изобретения гиперболоидной телескопической конструкции и ферменных структур.


Практически ни одно строительство промышленных предприятий и общегородских сооружений не обходилось (и не обходится) без изобретений Владимира Шухова.

Практически ни одно строительство промышленных предприятий и общегородских сооружений не обходилось (и не обходится) без изобретений Владимира Шухова.


Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939 гг.) – инженер-новатор, архитектор, художник, изобретатель и ученый, которому царская Россия, а затем и СССР обязана фантастическими проектами в области нефтяной и строительной индустрии, теплотехники и судостроении, военной и промышленной отрасли. Он разрабатывал не только здания и вышки, по его чертежам велась прокладка нефтепроводов, собирались речные танкеры, возводили башни и силовые электрические опоры (по принципу изобретенной им телескопической гиперболоидной башни), строили нефтеперерабатывающие заводы и хранилища, мартеновские цеха Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завод «Азовсталь», завод «Советский крекинг» в Баку, возводилось невероятное количество ферменных конструкций, которые придумал «русский Леонардо». Несмотря на тяжелые жизненные события он до конца своих день трудился не покладая рук на благо страны (отсюда и прозвище – «человек-фабрика»), которая приговорила его к смертной казни (правда, с отсрочкой), погубила сына (из-за чего умерла и супруга), вынудила «подарить» все права на патенты, а их стоимость составляла 50 миллионов золотом!



2. Федор Шехтель — основатель русского модерна в архитектуре



Федор Шехтель – мастер русского модерна, чьи здания стали символом архитектурной эпохи конца XIX начала ХХ вв.

Федор Шехтель – мастер русского модерна, чьи здания стали символом архитектурной эпохи конца XIX начала ХХ вв.


Федор Шехтель выработал собственный стиль в архитектуре, используя яркие и выразительные элементы модерна, неорусского стиля и классики.

Федор Шехтель выработал собственный стиль в архитектуре, используя яркие и выразительные элементы модерна, неорусского стиля и классики.


Федор Шехтель (он же Франц Альберт Шехтель, 1859–1926 гг.) – талантливейший русский/советский архитектор, создатель русского модерна в архитектуре, чьи проекты до сих пор радуют глаз и удивляют размахом. Со времен царской России только в Москве по его проектам было построено более 60 масштабных объектов – это и Ярославский вокзал, и типография «Утро России», гостиницы, доходные дома, магазины, особняки, реконструкция здания Художественного театра и многие другие.
Авторы Novate.ru хотели бы обратить особое внимание, а то, что большинство построек стали культовыми и вошли в золотой фонд отечественной архитектуры, теперь они находятся под охраной государства, что поможет сохранить иконы модерна конца XIX начала XX вв. для последующих поколений.



3. Эль Лисицкий – изобретатель новой эпохи



Эль Лисицкий – инженер, художник, архитектор, изобретатель новой эпохи. | Фото: artguide.com.

Эль Лисицкий – инженер, художник, архитектор, изобретатель новой эпохи. | Фото: artguide.com.


Концепты будущего, дизайн, типография графика – самое большое пристрастие Эль Лисицкого.

Концепты будущего, дизайн, типография графика – самое большое пристрастие Эль Лисицкого.


Эль Лисицкий (он же Лазарь Маркович Лисицкий, 1890–1941 гг.) — инженер, архитектор, художник, футуролог, педагог, экспериментатор, генератор пространственных идей, создавший не один проект будущего, большинство из которых оказались в столе, но все же эти концепции, повлияли на становление уже современной архитектуры и дизайна. Авангардист по натуре нашел себя в конструктивизме, супрематизме, прогнозировании будущих технологий, в которых знал толк. Выработанные им архитектурные принципы легли в основу идей школы Баухауса, вертикального зонирования городской застройки, конструкций автономного мобильного жилья и горизонтальных небоскребов.



4. Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда



Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда и легенда мировой архитектуры. | Фото: PORUSSKI.me.

Константин Мельников — классик русского архитектурного авангарда и легенда мировой архитектуры. | Фото: PORUSSKI.me.


Яркие, запоминающиеся проекты до сих пор вызывают восхищение и будоражат воображение (проекты К. Мельникова).

Яркие, запоминающиеся проекты до сих пор вызывают восхищение и будоражат воображение (проекты К. Мельникова).


Константин Степанович Мельников (1890–1974 гг.) – гениальный архитектор, художник и педагог, один из основоположников русского авангарда сразу же после окончания училища влился в коллектив, перед которым поставили задачу создать новый облик социалистической столицы. Совместно с другими разработчиками он активно участвовал в преобразованиях «Новой Москвы», особенно впечатляющими у него получались зданиями культурного назначения (Дворцы культуры и клубы как в столице, так и области), а также структуры общего и промышленного назначения (здание конторы Ново-Сухаревского рынка, масштабные гаражные комплексы Москвы, самым значимым из них стал Бахметьевский). Жесткое противостояние с номенклатурными работниками, курирующими строительство и культуру, привело к 40-летнему отлучению гениального авангардиста от творчества (последней каплей стало приглашение в Милан с индивидуальной выставкой, что советское руководство позволить никак не могло).



5. Вечно витающий в облаках Иван Леонидов



Иван Ильич Леонидов (1902—1959) — одна из наиболее значимых творческих личностей СССР.

Иван Ильич Леонидов (1902—1959) — одна из наиболее значимых творческих личностей СССР.


Иван Ильич Леонидов (1902—1959 гг.) – одна из значительных творческих личностей, внесших огромный вклад в развитие советской авангардной архитектуры 20-х годов. Будучи новатором по натуре, обладая ярко выраженным талантом поиска новых форм и архитектурных решений он опередил свое время более чем на сотню лет (большая часть так и осталась не реализована). Его концептуальные проекты гремели на весь мир, что повлекло за собой зарождение принципиально новых структур, особенно в те периоды, когда стили достигали своего апогея и начиналось банальное копирование или массовая застройка. От природы талантливейший зодчий не раз занимал призовые места в отраслевых конкурсах, восхищая и даже пугая современников переосмыслением многих жанров архитектуры, включая социалистическую.

Проекты Ивана Леонидова поражали современников своим новаторством.

Проекты Ивана Леонидова поражали современников своим новаторством.


Самыми знаменитыми конкурсными проектами Ивана Леонидова являются: здание Государственного Белорусского университета в Минске, дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве, Кинофабрика в Москве на Ленинских горах, Дом промышленности в Москве, планировка и застройка площади Серпуховской заставы в Москве, Дом Наркомтяжпрома на Красной площади, Клуб нового социального типа и многие другие.



6. Алексей Щусев – от храмовой архитектуры до станций метро



Алексей Викторович Щусев – разноплановый творец, нашедший себя сразу в трех направлениях архитектуры.

Алексей Викторович Щусев – разноплановый творец, нашедший себя сразу в трех направлениях архитектуры.


Алексей Викторович Щусев (1873–1949 гг.) — единственный в истории отечественной архитектуры зодчий, достигший весомых успехов сразу в трех ее жанрах: в неорусском стиле, конструктивизме и в сталинском ампире. Учитывая его год рождения, неудивительно, что карьера Щусева сложилась задолго до того, как грянули перемены, связанные с Великой революцией. Будучи гибким по натуре человеком, он сумел не только перестроиться и влиться в новую эпоху, но и достичь невиданных высот.

От храмовой архитектуры до конструктивистских идей молодого социалистического государства (проекты А. В. Щусева).

От храмовой архитектуры до конструктивистских идей молодого социалистического государства (проекты А. В. Щусева).


Станция метро «Комсомольская» с ее мраморными колоннами, хрустальными люстрами, искусными мозаичными панно – яркий образец сталинского ампира (проект А. В. Щусева). | Фото: yamoscow.ru.

Станция метро «Комсомольская» с ее мраморными колоннами, хрустальными люстрами, искусными мозаичными панно – яркий образец сталинского ампира (проект А. В. Щусева). | Фото: yamoscow.ru.


Начиная со строительства церквей, монастырских комплексов и усадеб царской России, в советский период Алексей Щусев без труда перестроился и сумел удивить проектами: Мавзолея вождя пролетариата на Красной площади, разработкой обновления набережной Москвы-реки напротив Киевского вокзала и улицы Горького (в составе коллектива проектного бюро), здания Казанского вокзал, Москворецкого моста, гостиницы «Москва» на Охотном ряду, научных институтов в Москве, Алма-Ате, Киеве, зданий органов госбезопасности (НКВД), множеством помпезных зданий в стиле сталинского ампира, включая станцию метро «Комсомольская», которая по сей день считается самой роскошной.



7. Иван Фомин – яркий представитель «пролетарской классики»



Иван Фомин – талантливый архитектор, преобразивший Санкт-Петербург и другие советские города.

Иван Фомин – талантливый архитектор, преобразивший Санкт-Петербург и другие советские города.


Работы Ивана Фомина в стиле «пролетарской классики» стали украшением советских улиц и площадей.

Работы Ивана Фомина в стиле «пролетарской классики» стали украшением советских улиц и площадей.


Иван Александрович Фомин (1872-1936 гг.) – большой оригинал, которому удалось соединить несоединимое при разработке зданий, призванных стать идеальными архитектурными объектами для советского человека. Его работы в стиле «пролетарской классики», или «красной дорики» (именно так он назвал свое изобретение) украшали послереволюционный Петербург, ставший социалистическим Ленинградом. Генеральная реконструкция Марсового поля, университетский квартал в Иванове, офис РЖД на Красных Воротах, жилой дом общества «Динамо» на Большой Лубянке – это дело его рук. Стоит отметить, что все его творения объединяет весомый элемент, который стал главной изюминкой и своеобразной подписью маэстро – это парные колонны. Кстати сказать, тяготение к античности и классике очень помогло архитектору, в тот период истории, когда практически в один день зародился новый стиль в архитектуре СССР – сталинский ампир.



8. Лев Руднев – главный идейный вдохновитель сталинского ампира (помимо Иосифа Виссарионовича, конечно же)



Лев Руднев – ведущий архитектор «сталинского ампира», автор грандиозных проектов СССР. | Фото: ardexpert.ru.

Лев Руднев – ведущий архитектор «сталинского ампира», автор грандиозных проектов СССР. | Фото: ardexpert.ru.


Самые примечательные работы Льва Руднева в Москве, Варшаве и Азербайджане.

Самые примечательные работы Льва Руднева в Москве, Варшаве и Азербайджане.


Лев Владимирович Руднев (1885-1956 гг.) – русский/советский архитектор, главный практик сталинской архитектуры чьему таланту мы обязаны появлению на улицах столицы самых грандиозных, роскошных и величественных объектов. Лев Руднев вместе с Иваном Фоминым разрабатывал проекты тех самых знаменитых «высоток Сталина», призванных поразить зарубежных гостей и вдохновить советских трудящихся на еще более весомые достижения в строительстве социализма и внести вклад в победу коммунизма.



Утопические идеи так и остались нереализованными, а вот 7 небоскребов удалось-таки построить и не без помощи Руднева, разработавшему проект самой масштабной высотки – Главного здания МГУ на Воробьевых горах, хотя и другие сооружения, возведенные в стиле сталинского ампира, захватывают своим величием. Чего только стоят здания Дворца культуры и науки в Варшаве, Дома правительства в Азербайджане, здание Военной академии и Министерства обороны в Москве, Театр Красной Армии, Дом офицеров в Кронштадте, Чкаловская лестница в Нижнем Новгороде. Интересным является и тот факт, что Лев Руднев участвовал в разработке дизайна архитектурно-художественной части океанских теплоходов «Аджария», «Армения», «Абхазия», «Украина», «Крым» и «Грузия».

Более подробно о масштабном проекте, получившем в народе название «7 сестер» или «высотки Сталина», можно узнать из следующего обзора.

Еще об одном внедрении в СССР, изменившем облик каждого населенного пункта, рассказывается в нашем видеоролике:




Обратите внимание:







3448
13.06.2023 12:27
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё