Сегодня будет сложно отыскать жителя Хабаровска, который бы ни разу не слышал про «секретный» железнодорожный тоннель под Амуром. Впрочем, еще 60 лет назад про этот во многом уникальный объект действительно знали очень немногие. На протяжении многих лет один из важнейших инфраструктурных объектов Дальнего Востока считался военным объектом и находился под грифом секретно. Что же есть интересного в этом тоннеле и какова его история?
Железнодорожный мост через Амур, построен еще в 1916 году. |Фото: amur-bereg.ru.
Амур – это отнюдь не крошечная речка-грязетечка в деревне Заплюевка. Средняя ширина верхнего Амура составляет 800-900 метров. На участке между Хабаровском и Благовещенском средняя ширина оценивается уже в 1 200-1 300 метров. А на самых широких участках одна из крупнейших рек Дальнего Востока растекается на 5 километров. Нужно ли говорить о том, что пересечь такой водный объект со скоростью течения 5.5 км/ч – это отнюдь не тривиальная задача. Вопрос транспортной инфраструктуры через Амур остро стоял еще во времена Российской империи. В 1916 году в Хабаровске было закончено строительство моста, который стал частью Транссибирской магистрали и в свое время оказался самым длинным речным мостом на материке.
В 1932 году Япония оккупировала Манчжурию. |Фото: ВКонтакте.
Время шло, транспортные потоки увеличились, и к 1930 годам стало понятно, что через Амур в районе Хабаровска нужно перебрасывать еще одну транспортную артерию. Сначала было озвучено предложение о расширении старого моста. Однако, его отринули так же, как и инициативу о строительстве нового подобного объекта. Связано это было с тем, что уже к 1935 году неизбежность новой войны была очевидна для всего советского руководства. Небезосновательно считалось, что одним из непосредственных участников грядущего противостояния станет Япония. В 1932 году она окончательно оккупировала Манчжурию, лишив Советский Союз возможности использовать обходной маршрут по КВЖД. Данное обстоятельство, а также опыт гражданской войны 1918-1922 годов направил советское руководство к идее о том, что мост – это слишком ненадежное решение в условиях войны. Поэтому было решено строить тоннель.
Тоннель во время строительства. |Фото: rukami.ru.
С самого начала строительство железнодорожного тоннеля под Амуром близ Хабаровска было секретным. Проект получил название «Строительство №4 НКПС». Работы начались в 1937 году. Проходку начали летом. Параллельно шла работа по утверждению технической документации и подготовке полной сметы. И то, и другое было полностью подготовлено к 1940 году. Из соображений безопасности из всех проектов, предложенных Метростроем, был выбран самый сложный вариант тоннеля – с изгибами радиусом до 15 км. Общая длина транспортной артерии составляла 7.2 км. Под руслом реки тоннель проходил на углублении в 10-14 метров. Курированием проекта занималось НКВД. Помимо уже упомянутых организаций, к стройке было привлечено еще 15 советских предприятий и структур. В общей сложности на строительных работах трудилось 5 тысяч человек: солдаты, заключенные и вольнаемные рабочие. Руководство на месте осуществлял Н. А. Ермолаев.
Схема тоннеля. |Фото: transsib.ru.
При строительстве тоннеля из-под Амура пришлось вынуть около 1.5 млн кубометров грунта. Также на стройке было использовано не менее 135 тысяч кубометров бетона. Работы велись в форсированном темпе. Для ускорения работ пришлось рыть вертикальные шахты (4 штуки) и опускать проходческие щиты. Строился туннель по факту вручную: молотки, кирки, лопаты и отбойные молотки. После начала Великой Отечественной войны была поставлена задача завершить проект в кратчайшие сроки – 20 дней. Работа была выполнена в срок. Первый поезд прошел через тоннель уже 12 июля. Тем не менее официально объект сдали в эксплуатацию только в апреле 1942 года. В 1945 году тоннель использовала Красная армия для движения на Восток с целью разгрома Квантунской армии. Для переправки танков через Амур, в тоннеле даже временно демонтировали рельсы.
Сегодня используется для грузовых перевозок. ¦Фото: nashtransport.ru.
После окончания боевых действий уникальный тоннель был законсервирован. Вплоть до 1964 года он оставался секретным объектом. Тем не менее, в последствии из-за увеличения железнодорожного трафика на Дальнем Востоке было принято решение о снятии грифа и использовании данной артерии для грузовых перевозок. Вплоть до 1988 года и открытия в Японии тоннеля Сэйкан (53.85 км), хабаровский тоннель под Амуром был самым длинным тоннелем с подводной частью.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как живётся в самом узком городе на планете, который разделён рекой посередине.