Во время Великой Отечественной войны стало очевидно, что снайперы превратились в силу, с которой приходится считаться. Они приобретали всё больший вес на поле боя и вносили существенный вклад в победу. Тем не менее снайперам требовался подходящий рабочий инструмент, винтовка, учитывающая специфику их службы. Такой могла бы стать опытная КБ-П-380 (КБ-2), но она оказалась сплошным неприятным сюрпризом.
«Мосинка»
Винтовка Мосина. / Фото: discover24.ru
Винтовку Мосина использовала ещё Русская императорская армия, она дожила до наших дней и до сих пор состоит на вооружении, но не благодаря каким-то особенным характеристикам, а из-за уникальной надёжности. Для своего времени она стала настоящим прорывом, если и не в техническом плане, то хотя бы как следующая ступень эволюции оружия: на тот момент немалая часть военных вообще считала многозарядные винтовки чем-то ненужным и бесполезным. Она снаряжалась магазином и позволяла вести кучный и быстрый огонь.
Снайперская винтовка Мосина. / Фото: gunsfriend.ru
В Великую Отечественную войну на вооружении Красной армии состоял и её снайперский вариант. Правда, ничем выдающимся он тоже не отличался. На тот момент никто вообще не думал о превращении её в специализированное оружие, обладающее повышенной точностью, дальностью стрельбы и убойной силой. Конечно, её попытались несколько улучшить, но отличия от обычной «Мосинки» были минимальными. Ложа изготавливалась из более дорогого и качественного дерева, размеры и геометрия ствола выдерживались точнее, да и общее качество сборки было лучше, но на этом преимущества заканчивались. Даже патроны использовались валовые (обычные, массового производства), а не специальные.
Снайперская винтовка Мосина. / Фото: fishki.net
По окончании войны, когда на это появилось время и ресурсы, военное руководство в конце концов задумалось о создании более подходящей винтовки. Её решили выбрать на конкурсной основе, и среди других представленных образов была КБ-П-380.
Опытная винтовка КБ-П-380
Разработчиком снайперской винтовки значился А.С. Кладов, работавший с другими специалистами, в том числе и с Дегтяревым, чей отец занимался конструированием стрелкового оружия. Винтовку планировалось сделать самозарядной, что давало стрелку определённые преимущества и должно было увеличить скорострельность.
Винтовка КБ-П-380. / Фото: kalashnikov.media
Кладов решил не разрабатывать винтовку с нуля, а взял за основу ту же самую «Мосинку» и внёс в её конструкцию несколько глобальных изменений. Самое главное из них – самозарядный механизм. Работал он на основе отработанных пороховых газов, а в основе его лежал газорегулятор. Одной из его особенностей стал регулятор, при помощи которого можно было отладить механизм и не разбирать при этом винтовку целиком. Делалось это при помощи ключа специальной конструкции. Поскольку эта самозаряжающаяся система уже неоднократно использовалась, конструкторам удалось её усовершенствовать, сделать более компактной и простой. Винтовка заряжалась из магазина, рассчитанного на десять патронов. Казалось бы, представленный прототип имел отличные шансы на серийное будущее, но всё оказалось не так просто.
КБ-П-380, сплошное разочарование
Как только винтовка была представлена приёмной комиссии, сразу же стало очевидным её несоответствие изначальному техническому заданию. Она была слишком тяжёлой, её вес составлял 5,4 килограмма. Несмотря на это её допустили на испытательный полигон, и вот тут и начались сюрпризы.
Винтовка КБ-П-380. / Фото: kalashnikov.media
При детальном осмотре КБ-П-380 выяснили, что важная часть механизма, а именно пружина остановки затвора, в конструкции попросту отсутствовала. Её пришлось искать в мастерских непосредственно на полигоне, устанавливать и подгонять. Не было ключа для настройки газорегулятора, его сделали из подручных материалов. К тому же приклад был с дефектом, а некоторые крепления плохо держались, что грозило саморазбором прямо во время испытаний. Тем не менее испытания всё же начали, раз уж винтовка оказалась на полигоне, но она вызвала искреннее недоумение у всех присутствующих специалистов.
Винтовка КБ-П-380. / Фото: mavink.com
При первых выстрелах стали очевидны не только дефекты сборки, но и серьёзные недостатки, а проще говоря – очень сырая и непроработанная конструкция, а также откровенный брак. Каждый выстрел сопровождался сильным ударом затвора, а механизм самозарядки часто заедал. Исключительно из спортивного интереса винтовку разобрали и доработали прямо на месте и опробовали ещё раз, но одна из деталей очень быстро вышла из строя.
Сломанная деталь. / Фото: kalashnikov.media
Запасной детали, разумеется, ни у кого не оказалось, поэтому испытания КБ-П-380 решили прервать и больше к ней не возвращаться. Из-за недоработанной конструкции и явных дефектов опытная винтовка до серии не добралась.
Советские снайперы, широко использовавшие винтовку Мосина, часто сравнивали её с немецким аналогом «Маузер».