В 1933 году в Германии к власти приходят нацисты во главе с Адольфом Гитлером. Несмотря на действующие версальские ограничения, Третий рейх начинает стремительную милитаризацию. Понимая, что в новой войне неизбежно придется столкнуться с «владычицей морей» Великобританией, немцы уделяют особое внимание военно-морскому флоту. В Германии принимаются активно строить не только подводные лодки, но и линкоры. Не отказывается немецкий флот и от идеи супердредноутов – особо больших и наиболее вооруженных линейных кораблей. В 1936 году на верфи «Blohm & Voss» в Гамбурге закладывают линкор под названием «Бисмарк».
1. Что из себя представлял линкор «Бисмарк»?
Серьезная была махина. |Фото: fishki.net.
Если «Бисмарк» и не был сильнейшим кораблем своего времени, то совершенно точно входил в пятерку таковых. Исполинский линейный корабль был спущен немцами на воду зимой 1939. Спустя почти полтора года дредноут был введен в эксплуатацию. Эта махина достигала в длину 251 метра, имела высоту в 15 метров и ширину в 36 метров. Водоизмещение «Бисмарка» в полностью снаряженном виде достигала 50.9 тысяч тонн. Для сравнения, печально известный пассажирский лайнер «Титаник» имел водоизмещение 52.3 тысячи тонн. Толщина главного пояса бронирования линкора составляла 320 мм, а верхнего – 145 мм. В движение линкор приводился 12 паровыми котлами и 3 турбинами с суммарной отдачей 150 тысяч л.с.
На борту исполинского корабля несли службу 2 200 матросов и офицеров. На полном ходу «Бисмарк» разгонялся до 30 узлов (около 55 км/ч). Корабль имел мощнейшей артиллерийское вооружение из восьми 380-мм и двенадцати 150-мм орудий. Помимо этого, линкор был увешан многочисленными зенитными орудиями. А первым и последним капитаном корабля стал назначенный в 1940 году Эрнст Линдеман. «Бисмарк» должен был стать настоящим богом морской войны, но в итоге стал лучшей того, почему эпоха линкоров ушла в прошлое.
2. Первый и последний поход «Бисмарка»
Крейсер Принц Ойген. |Фото: hdpic.club.
В мае 1941 года «Бисмарк» был отправлен в рейд по Атлантике вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген». Предполагалось, что линкор займется охраной немецких коммуникаций, в то время как рейдер будет уничтожать союзные транспорты. Однако, с самого начала поход немцев был обречен. Выйти на оперативный простор незамеченными у гитлеровцев не получилось. Шведская разведка доложила британским коллегам о передвижении немецкой рейдерской группы. А спустя всего несколько дней визуальный контакт с парочкой установили британские крейсера «Суффолк» и «Норфолк». При этом британские корабли были не чета «Бисмарку». Оба были примерно в 5 раз легковеснее немца по водоизмещению.
Первый бой между кораблями состоялся уже 23 мая 1941. Однако, несмотря на все усилия немцев, отогнать назойливых британцев выстрелами 380-мм орудий так и не удалось. На следующий день на помощь к крейсерам подошли крейсеры «Принц Уэльский» и «Худ». На рассвете состоялся новый бой, и уже на 4 минуте перестрелки англичане смогли попасть в «Бисмарк», повредив его топливные цистерны. Это было опасное падание, но в тот раз немецкому линкору повезло – «Худ» по какой-то причине решил сконцентрироваться на менее опасной цели в лице «Принца Ойгена». К слову, попытки потопить немецкий крейсер не принесли «Худу» никакого успеха…
Британский крейсер Худ. |Фото: wallpaper.mob.org.
Для последнего все закончилось плохо. Сначала в британский линейный крейсер попали из орудий «Принца Ойгена», после чего жирную точку в погоне поставил своим 380-мм орудием «Бисмарк». Попадание немецкого линкора в «Худ» спровоцировало чудовищный взрыв. Британский корабль переломился напополам и 1 418 душ в мгновенье ока отправилось на дно к морскому богу. К этому моменту «Принц Уэльский» уже горел, получив семь снарядов из-за чего решил выйти из боя. Спасло англичан лишь то, что «Бисмарк» к этому моменту был не в лучшем состоянии. Немцам также требовался скорый ремонт, из-за чего было принято решение поворачивать в порт. Вот только немцы еще не знали, что к этому моменту за ними охотился уже едва ли не весь британский флот, в том числе авианосец «Арк Ройял».
И именно с палубы «Арк Ройяла» поднимается в воздух самолет-торпедоносец, который подпишет «Бисмарку» смертный приговор. Воздушная машина британцев смогла не только настигнуть и найти немецкие корабли посреди моря, но и произвела успешное торпедирование «Бисмарка». В результате авианалета, на немецком дредноуте вышел из строя руль. Оперативно устранить поломку немцы были не в состоянии, в то время как корабль был лишен возможности нормально маневрировать и удерживать курс. Пока гитлеровцы пытались что-то сделать по пятам «Бисмарка» уже шли британские линкоры «Родни» и «Король Георг V». Вскоре они настигли дредноут и дали бой. На сей раз удача была не на стороне нацистов.
Авианосец Арк Роял. |Фото: profile.ru.
После непродолжительной перестрелки у экипажа «Родни» получилось повредить на «Бисмарке» основные орудия. Линкор стал фактически беспомощен. Англичане, не будучи полностью уверенными в безоружности корабля кригсмарине, решили не рисковать. Спустя 45 минут артиллерийского боя британцы принялись активно торпедировать дредноут. Торпеды одна за другой били в «Бисмарк», однако даже после трех удачных попаданий корабль все еще оставался на плаву. Тем не менее, экипаж «Бисмарка» понимал, что спасти линкор уже не получится. В итоге офицерский состав принял решение открыть кингстоны и самостоятельно затопить корабль. Более 2 000 тысяч немецких моряков отправилось на корм акулам. Спастись удалось лишь 111 матросам, коих подняли на борт англичане, чтившие правила морской войны. Еще троих спасла немецкая подлодка.
«Бисмарк» не стал последним линкором. Однако, после событий мая 1941 линейные корабли всех флотов выполняли преимущественно вспомогательные задачи. Последний бой и судьба немецкого дредноута наглядно показали всем морским державам, что куда рациональнее вкладываться в корабли меньшего класса, а также в плавучие аэродромы – авианосцы. Так была перевернута еще одна страница в истории военно-морского флота.
Линкор Родни. ¦Фото: 4archive.org.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про обломки «Титаника» нашли 38 лет назад: почему никто до сих пор не попытался поднять корабль.