Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Отправившись в авиационный музей в Монино, невозможно пройти мимо его главного экспоната – первого в истории сверхзвукового самолета, разработанного КБ Туполев в 1960-х годах. В свое время этот самолет даже выполнял коммерческие рейсы. Однако, спустя относительно непродолжительное время был фактически списан в утиль. Летать самолет не перестал, однако для транспортировки пассажиров использовать Ту-144 перестали, несмотря на все первые успехи проекта.


"Тот

"Тот


Противостояние и гонка советского Ту-144 и англо-французского авиалайнера «Конкорд» стала типичным эпизодом противостояния Советского Союза и Запада в холодной войне. Идея создания сверхзвукового пассажирского лайнера появилась почти сразу, после появления первых серийных сверхзвуковых самолетов. Первыми всерьез о развитии этого направления задумались британцы, создав в ноябре 1956 года специальный комитет по вопросам сверхзвуковой транспортной авиации. Чуть позднее о создании подобной машины задумались и во Франции. В 1962 году англичане и французы решили объединить усилия, а в 1963 году обеспокоенный успехами западных «партнёров» на ниве сверхзвуковой авиации к гонке присоединился и Советский Союз. Собственный проект тем временем был и у американцев.

Смелый проект. /Фото: tech.onliner.by.

Смелый проект. /Фото: tech.onliner.by.


Поначалу англичане и французы серьезно обгоняли Советский Союз. В 1965 году новый сверхзвуковой самолет «Конкорд» впервые был представлен широкой публике на выставке. Однако, в воздух англо-французская машина впервые поднимается только в 1969, спустя два месяца после первого полета советского Ту-144 в конце 1968. При этом нужно ли говорить о том, что на протяжении всей истории, путь новых сверхзвуковых самолетов не был простым? Особенно советской машины, создатели которой долгое время находились в положении догоняющих. Так, 1970-е и начало 1980-х годов отметилось для 144-го целой серией катастроф и инцидентов. В 1973 году отечественная машина потерпела катастрофу во время показа в Ле-Берже. В 1978 случилась еще одна катастрофf на испытательном полигоне. В 1980 у Ту-144 во время полета разрушился двигатель, однако экипаж смог посадить машину.

Проект оказался не выгодным. /Фото: drive2.ru.

Проект оказался не выгодным. /Фото: drive2.ru.


Впрочем, похоронили проект отнюдь не неудачи. В декабре 1975 года начала коммерческая эксплуатация Ту-144. Поначалу самолет работал только в качестве почтальона. Наконец, в 1977 году машина впервые совершила рейс с пассажирами. Однако, после 55 рейсов «Аэрофлот» решил отказаться от этих машин. Главной причиной тому стала банальное отсутствие коммерческой рентабельности. Безусловно, у сверхзвуковых лайнеров были свои плюсы. Первый и главный из них абсолютно очевиден – высокая скорость. Расстояние в 5-6 тысяч км такой самолет преодолевал всего за несколько часов. Однако, в Союзе доходы о продажи билетов не перекрывали стоимости горючего… В противном случае при «нормальной» цене полеты Ту-144 были бы слишком дорогими и их мог бы себе позволить лишь редкий советский гражданин.

Использовался до начала 2000-х. /Фото: drive2.ru.

Использовался до начала 2000-х. /Фото: drive2.ru.


Вдобавок к чисто «денежным» проблемам эксплуатация Ту-144 была сопряжена с разного рода техническими сложностями. А еще сверхзвуковые лайнеры оказались весьма шумными в сравнении с обычными самолетами. Наконец, последней монетой на весы принятия решений стала на тот момент уже очередная катастрофа на испытательном полигоне. По совокупности причин эксплуатацию Ту-144 в коммерческой авиации было решено свернуть. Впрочем, на металлолом самолет не оправили. С начала 1980-х и по конце 1990-х детище КБ Туполева использовалось для научно-технических целей в качестве самолета-лаборатории.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про «Монохром» - гибридная ракета для пятого поколения Су-57.


Обратите внимание:







1179
12.09.2024 13:17
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё