Осторожно, двери закрываются.
Многие люди, впервые оказавшись в ленинградском метро, удивляются наличию там весьма необычных станций с дверями на платформах. Впрочем, открытых платформ там и вовсе нет. Выглядят такие остановки, как площадки с лифтовыми дверями и называются «станциями закрытого типа». Такие активно строились в городе при СССР. Зачем же они нужны?
Вся соль в инженерных тонкостях.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге имеется 12 станций закрытого типа. При этом 10 из них были построены и открыты еще во времена Советского Союза. Еще две такие станции открыли уже в 2018 году, накануне Чемпионата мира по футболу. В чем же секрет этих станций? Во-первых, важным достоинством таких платформ является то, что их строительство на порядок дешевле и проще с инженерной точки зрения. Во-вторых, такие станции намного безопаснее станций открытого типа. В многолюдном метро, особенно в час пик, случаются инциденты, когда кто-то соскальзывает на рельсы или роняет на туда что-то из вещей.
Строить такие станции дешевле, а обслуживать дороже.
Но почему дешевле? Да, для непосвященного человека может показаться, что построить такую станцию, напротив, сложнее. Но это не так. При строительстве станций закрытого типа, тоннель прокладывается транзитным методом, при прокладке рабочим не нужно делать перемонтаж проходнического щита и разворот. Во-вторых, из-за особенности конструкции отпадает необходимость отделки стен тоннеля.
А еще они намного безопаснее.
Так как же работает такая станция? На самом деле все очень просто. Главное отличие заключается в том, что поезд остается в тоннеле. На таких станциях машинист должен останавливаться в строго отведенном месте – не раньше, не позже. Все двери (и станции, и поезда) открываются синхронно. А вот при отправлении, двери закрываются поочередно. Сначала смыкаются двери состава, а только потом двери станции. Синхронизируется закрытие и открытие дверей при помощи специального устройства на платформе. В рядовых ситуациях все делает автоматика, однако при необходимости, контроль над дверьми могут взять под свое управление люди в Центре.
Новые платформы выглядят интересно.
Первая станция подобного типа была открыта в Ленинграде в 1961 году. Это был «Парк победы». Любопытно и то, что в СССР такой тип станций прижился только в Северной столице. В последующие 11 лет было открыто сразу 10 станций на 2 линиях метрополитена города. Иронично, но хотя строительство такой станции и дешевле, но ее обслуживание обходится дороже. Виной тому вся та аппаратура, которая отвечает за работоспособность платформы.
В продолжение темы 10 головокружительных лестниц, перемещаться по которым хватит духу разве что ползком и не только.