Авиация выполняет широкий круг задач, но есть такие функции, для которых возможностей обычного самолета недостаточно. Для таких случае разрабатываются особые воздушные суда, способные справиться с возложенной миссией. Они изготавливаются в единичных экземплярах, обладают уникальными характеристиками и иногда – необычным внешним видом.
1. М-55 «Геофизика»
М-55 «Геофизика» играет большую роль в изучении глобального изменения климата Земли. /Фото: i60.fastpic.ru
Воздушное судно М-55 «Геофизика» служит летающей лабораторией и выполняет высотные полеты, поднимаясь в стратосферу Земли (до 21,5 км). Изначально самолет проектировался как разведчик, но уникальные летные возможности сделали его идеальным выбором для исследования и мониторинга окружающей среды. Доработанное воздушное судно переносит турбулентность выше средней интенсивности и может находиться в воздухе до 6 часов, неся на борту научную аппаратуру весом 1,5-2 тонны. На М-55 ученые проводили исследования озоновой дыры в арктических районах, аномалий атмосферы над Индийским океаном и другие изыскательские работы.
2. Ан-225 «Мрия»
Ан-225 «Мрия» существует в единственном экземпляре. /Фото: i.insider.com
«Мрия» вписала свое имя в историю авиации как самолет с самой большой взлетной массой, который другие воздушные судна пока не смогли превзойти по грузоподъемности. Ан-225 создавался для решения очень специфических задач: доставки космического корабля «Буран» и компонентов ракеты-носителя с места производства на космодром. Также планировалось использование «Мрии» в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля. Однако к моменту окончания строительства самолета, поставленные задачи утратили актуальность, и воздушное судно стали использовать как гигантскую «летающую фуру».
На этом поприще у Ан-225 множество достижений, таких как перевозка самого длинномерного груза, доставка самого большого в истории авиации моногруза и абсолютный рекорд грузоподъемности. Всего в портфолио «Мрии» свыше 250 мировых рекордов.
3. ВМ-Т «Атлант»
Установка ОК «Буран» на ВМ-Т «Атлант». /Фото: i1.wp.com
Пока «Мрия» строилась, доставку крупногабаритных элементов для космического проекта «Энергия-Буран» приняли на свои плечи два самолета ВМ-Т «Атлант». Эти воздушные судна являются специальной модификацией бомбардировщика 3М. Грузы они несли на спине, для чего им удлинили фюзеляж и спроектировали новое оперение. Оба «Атланта» перевезли все крупногабаритные элементы космических аппаратов, совершив более 150 полетов на космодром Байконур.
По завершении программы «Энергия-Буран» и появлении Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» самолеты ВМ-Т стали не нужны. Предпринятые попытки найти им новое применение успехом не увенчались, и воздушные судна законсервировали на неопределенный срок.
4. Boeing-747SCA
Самолет-носитель Boeing-747SCA транспортирует шаттл Endeavour. /Фото: nasa.gov
При разработке шаттлов американцам потребовались тяжелые самолеты-носители для проведения летных испытаний. Орбитальная ступень не могла самостоятельно взлетать – ее нужно было поднять в воздух и уже там отправлять в планирующий полет. Для этих целей, а также для доставки шаттлов к месту старта, в США модифицировали два Boeing: 747-100 и 747-100S. Фюзеляж самолетов усилили, доработали силовую установку, усовершенствовали авионику и добавили ферменные конструкции с узлами крепления. В результате взлетная масса воздушного судна выросла до 322 тонн, а дальность полета с шаттлом на борту уменьшилась до 1850 км. Оба модернизированных Boeing успешно проработали свой срок, транспортируя челноки, и после списания один пошел на запчасти, а второй превратили в музей.
5. Stratolaunch Carrier
Первый полет Stratolaunch Carrier. /Фото: dlt1hdy7nkt32.cloudfront.net
В гонке за космические запуски ракеты быстро «уделали» самолеты, но несмотря на это, проекты воздушных стартов по-прежнему развиваются. 13 апреля 2019 года совершил первый полет самолет американской компании Stratolaunch. По словам разработчиков Carrier станет стартовой и испытательной площадкой для гиперзвуковых аппаратов будущего. Воздушное судно получило инновационная конструкцию с двойным фюзеляжем и высоким крылом, позволяющую запускать ракеты-носители безопасно для самого самолета. Stratolaunch Carrier имеет 28 колес, оснащен шестью двигателями и обладает самым длинным в мире размахом крыла – 117 метров. Для сравнения, у «Мрии» данный показатель составляет 88,4 м. На борт Carrier может взять для запуска сразу несколько аппаратов.
Познавательный факт от Novate.ru: Сегодня практически все ракеты-носители стартуют с земли, но у воздушного запуска есть свои плюсы. При этом способе снижаются расходы, так как не требуется строить космодром со всей сопутствующей инфраструктурой. К тому же самолет может выбирать место пуска подальше от людей, например над океаном или пустыней. Главный недостаток воздушного старта – ограниченная грузоподъемность самолетов. Но для легких нагрузок, таких как небольшие спутники, это самый лучший вариант. Поэтому над проектами по запуску космических аппаратов с воздушного судна работают многие страны, в частности США, Франция, Китай, Россия.
6. Airbus Beluga XL
Из-за «надутого» фюзеляжа самолет внешне похож на кита белуху, потому и назван Beluga. /Фото: assets.bwbx.io
Beluga XL – последнее поколение транспортных самолетов, используемых концерном Airbus для операционной деятельности. Заводы компании находятся в разных странах, поэтому воздушные судна доставляют компоненты к месту окончательной сборки. Внутренний объем Beluga XL на 30% больше, чем у предыдущего поколения – Beluga ST, а размерами самолет примерно с шестиэтажный дом. Раньше корпорация могла перевезти за один рейс только одно крыло Airbus A350 XWB, а с новым самолетом – сразу два, благодаря увеличенному пространству отсека. Всего планируется построить шесть таких бортов.
7. Бе-200
Сброс воды Бе-200 – эффектное зрелище. /Фото: cdni.rt.com
В воздушном флоте России есть уникальный самолет Бе-200. Он может выполнять взлет-посадку как с земной, так и водной поверхности, а его конструкция объединяет элементы воздушного и водного суден. Это единственный в мире самолет-амфибия с реактивными двигателями. Внешне он схож с военным самолетом, но его снаряды исключительно мирные – он борется с огнем, сбрасывая водяные «бомбы». На борт Бе-200 берет 12 тонн воды, причем загружает ее практически молниеносно – за 15 секунд, а высокая скорость позволяет ему быстро останавливать распространение пожара. На одной заправке топливом самолет выполняет несколько циклов «забор-сброс» и способен сбросить на очаг возгорания до 270 тонн воды.
Но это что касается уже существующих и используемых самолётов. Но есть уже и концепты будущего, которые уже скоро должны воплотить в жизнь.