
Когда речь заходит об американских танках «Абрамс», то большинство соотечественников совершенно неизбежно вспоминает две вещи. Первая – это знаменитые печально известные снаряды с урановыми сердечниками. Вторая – это не менее знаменитая броня из обеднённого урана. Хорошего и о том, и о другом почти не говорят. Но так ли на самом деле страшен чёрт, как его малюют? С другой стороны, урановую броню используют только американцы, что уже наводит на некоторые нехорошие размышления.
1. Так ли опасна урановая броня американских танков?

Броню из урана делают только американцы.
Начнём с главного: урановая броня используется лишь в некоторых танках «Абрамс» моделей M1A1 и M1A2, выпущенных после 1998 года. Однако, даже в их случае использование UO-бронирования не носит всеобъемлющего характера. Что же до её опасности для экипажа, то она безусловно есть. Правда, и здесь всё не так просто, как часто преподносится. Броня семейства UO действительно изготовлена из обедненного урана. Материал этот не только радиоактивен, но и токсичен (особенно его пыль). Другой вопрос в том, что пластины из обедненного урана в современных танках «Абрамс» заключены в так называемый пакет из стали и алюминия, а также имеет защитное антирадиационное напыление (предположительно графитовое). Последнее поколение урановой брони по полуофициальным данным и вовсе оснащается титановым корпусом.

Серьёзных преимуществ не даёт.
Вообще надо сказать, что американцы по понятным причинам не слишком распространяются о подробностях используемой технологии. Достоверно известно немного. Среди прочего, со всей уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день армия США использует вот уже III поколение уранового бронирования, созданное где-то в первом десятилетии 2000-х годов. С другой стороны, те данные, что американцами всё-таки публикуются, вполне бьются наработками и расчётами специалистов из других стран. В частности, это касается того самого вредоносного изучения. Забегая наперед, большая его часть всё-таки поглощается или самими броневым «пакетом», или элементами конструкции танка, которые оказываются на пути между броней и экипажем.

Используется броня из урана только в лобовой проекции башни.
В итоге, по самым пессимистичным подсчетам, если экипаж «Абрамса» с урановой броней проводит в танке по 12 часов каждый день, средняя годовая доза облучения находящихся внутри составит около 4.5-6 мЗв. Но много это или мало? Безопасной годовой дозой считается показатель в 4-5 мЗв. Максимально допустимая разовая доза не должна превышать 100 мЗв. Лучевая болезнь начинается у человека при облучении на уровне около 750 мЗв. Тяжелая форма лучевой болезни с летальностью в 50% наступает при 4 500 мЗв. Для сравнения, пилоты гражданской авиации получают в год от 5 мЗв. Работники АЭС получают в год около 20 мЗв.

Применяется только в отдельных моделях танков.
Само собой, на практике доза облучения танкистов «Абрамс» с урановой броней будет выше. Однако, за год она едва ли сможет приблизиться к показателю хотя бы работников атомных электростанций. Другой вопрос в том, что броня из обеднённого урана действительно может представлять повышенную опасность в случае повреждения. Однако, что-то подсказывает, что при «пробитии» высокотоксичная пыль станет наименьшей из проблем экипажа. Таким образом можно сделать вывод, что UO-бронирование – это безусловно один из «чертей» современного оружейного дела. И всё же, он далеко не так страшен, как некоторые его малюют.
2. Почему только американцы используют урановую броню?

В промышленности обеднённый уран используется ограниченно.
Самый короткий и честный ответ: потому что могут. На самом деле никакого двойного дна здесь нет. Стоит пояснить: «сырой» уран в виде руды не слишком-то радиоактивен, а вместе с тем и малополезен для промышленности и энергетики. Изменить это можно одним единственным способом – подвергнуть руду процедуре обогащения. В итоге малая часть урана превращается в ядерное топливо – обогащённый уран. В то время как большая часть драгоценного сырья превращается едва ли не в бесполезный мусор – обеднённый уран. Используется последний крайне ограниченно, преимущественно в машиностроении. Наиболее востребован обеднённый уран в судостроении и оборонной промышленности. Однако даже эти отрасли потребляют жалкие крохи на фоне тех гор отходов, что образуются в процессе обогащения. Кстати, до 1980-х годов обеднённый уран использовали в авиастроении, в том числе гражданском…

Процесс обогащения оставляет много отходов.
Таким образом сложилась крайне неприятная ситуация: люди банально не знают, что делать с обеднённым ураном. В итоге, большая часть этого вторичного сырья просто захоранивается обратно в землю в специальных могильниках. Искать решение этой проблемы по обе стороны Атлантики начали еще в 1960-е годы, но так и не нашли. Американцы среди прочего решили попробовать обеднённый уран в оружейном деле, высоко оценив его физические и химические свойства. Высокая прочность и твёрдость делают этот материал хорошей альтернативой многим дорогостоящим металлам и керамическим материалам при создании боеприпасов и средств защиты. При этом США и Россия по сей день остаются единственными по-настоящему крупными держателями запасов обеднённого урана: около 480 и 460 тысяч тонн, соответственно. Для сравнения у находящейся на 3-месте Франции этих запасов всего 160 тысяч тонн, а у Великобритании, стоящей на 4-месте – 30 тысяч тонн.

Приходится захоранивать.
При этом, помимо конкретных достоинств, есть у обеднённого урана и недостатки. Плюсом к повышенному радиоактивному фону и высокой токсичности этот материал не славится легкостью. Кстати, именно последнее так и не позволило UO-бронированию стать для американских танков всеобъемлющим. Урановая броня действительно даёт хорошую защиту от многих типов снарядов. Однако, её соотношение масса – эффективность оставляют желать лучшего. Из-за чего UO-пакеты применяются американцами исключительно для бронирования фронтальной части башни. Таким образом сложилась ситуация, в которой интерес к утилизации урана любыми доступными средствами был только у США и СССР/России. У других стран попросту не было ни как таковой нужны, ни возможностей этим заниматься. Хотя еще в годы холодной войны исследованиями на эту тему кто только не занимался.

Сам по себе уран не так опасен, как принято считать. Особенно сырой и обеднённый.
Когда же стало понятно, что успех американских конструкторов на этой ниве носит крайне сдержанный характер, интерес к урановым боеприпасам и средствам защиты и вовсе сошёл на нет. На сегодняшний день броня из обеднённого урана не дает настолько ощутимого преимущества, чтобы и дальше вкладываться в развитие этого направления. А потому большинство стран считают подобные разработки не рациональными. И даже в США с их многомиллиардными бюджетами вопрос развития UO-бронирования – это далеко не задача первостепенной важности.
А вот интересное видео с нашего канала - что означает цвет «лимонки»: чем черная граната отличается от зеленой:
В продолжение темы читайте о том, почему Индия постоянно проигрывала в все войны в своей истории, несмотря на сказочные богатства.
