пожалуй, самый технологичный советский танк - Т-64 / Фото: parkpatriot.ru
В тот век, который танки существуют на планете и сражаются за место под солнцем, их броня постоянно подвергалась изменениям. Нельзя сказать, что их защитный слой когда-либо был однообразен. Достижения в обработке металлов и сплавов влияли на создание свежих проектов по укреплению стратегической техники. Один из показательных примеров – танк Т-64, в чью башню зашиты стойкие сферы одинакового размера.
Начало шестидесятых было ознаменовано первыми попыткам создания защитного слоя боевой машины с помощью шаров из ультрафарфора. Возникало множество сложных и спорных нюансов, в основном – вокруг способа заливки жидкого металла в костяк брони. Укреплённая сверхпрочными сферами танковая башня подвергалась рискам литейных пороков. Недостатки выявлялись при заливке расплавленного металла сверху вниз: при обратном способе насыщения брони дополнительной защитой процесс происходил намного успешнее. При этом хитростью такой приём нельзя было назвать никак, ведь обходился данный метод в разы дороже.
Н.П. Богородицкий - советский физик, специалист в области диэлектриков / Фото: etu.ru
Ещё в сороковых годах двадцатого века Николай Петрович Богородицкий – эксперт в области электроизмерительной техники – в результате ряда успешных опытов продемонстрировал миру новые сверхпрочные материалы. Среди них особенного внимания заслуживали микалекс, ВЧ-стекло и ультрафарфор. Последний примечателен электроизоляционными свойствами и механической выносливостью к всевозможным внешним воздействиям. Иногда его называют усовершенствованным радиофарфором, являющимся промежуточным звеном между обычным фарфором и ультрафарфором. Иерархия выстраивается на основе уровней электрических свойств.
Шары из ультрафарфора / Фото: topwar.ru
Получался сверхпрочный материал из оксида алюминия, поэтому изготавливать его было, по общим меркам затрат на вооружение, не слишком дорого. Вскоре, оглянуться не успели, как он стал частью танковой брони.
Каждый шар из ультрафарфора состоял из тонкого стекольного покрытия и слоя огнеупорного шамота – вместе они составляли так называемую охлаждающую оболочку. Сферы всегда делали массивными, иначе жидкий металл мог не закрыть расстояния между объектами небольшого диаметра.
Лишь спустя несколько десятилетий после его обнаружения, материал впервые подвергли испытанию на прочность в составе танковой брони. Ультрафарфор взял защитный перевес на себя, вместе с плотно прилегающей железной прослойкой показав впечатляющий сдерживающий потенциал. При этом оптимальная по затратности технология залива жидкого состава брони была разработана не сразу, и танк Т-64А со встроенными сферами ультрафарфора вышел в свет намного позднее.
Низкая плотность не мешает удивительному материалу поддерживать высокую прочность. Только по-настоящему мощный натиск энергии покорял выносливость материала и заставлял ультрафарфор измельчаться(но не гнуться и не растекаться). Расплавленные металлы окаймляют крепкие сферы с давлением в несколько тонн на квадратный метр.
Танк Т-64 / Фото: topwar.ru
Отколовшиеся после воздействия силовой волны части треснутой сферы из ультрафарфора останавливают струи жидкого сплава. Таким образом, броня со встроенными шарами задерживает или вовсе предотвращает урон от кумулятивного боеприпаса. Детонационная волна по отношению к продуманной, комплексной защите далеко не так эффективна, и в большинстве случаев она не настигала экипаж танка после прямого попадания одного снаряда. Свойства особенного вещества, открытого Николаем Богородицким, предрасполагают его постепенным растрескиванием, а не мгновенным тлением или плавкостью. Оксид алюминия в этом отношении очень близок к керамике.
Любопытно, что изначальная, «сырая» вариация проекта подразумевала керамические сферы в составе защитного слоя техники, а вовсе не ультрафарфоровые. Конечно, отчасти замысел преследовал цели экономии, поскольку такой способ укрепления техники выглядел наиболее бюджетно.
Пока башенная конструкция танка Т-64 со встроенными шарами из оксида алюминия находилась в самом разгаре разработки, инженер-металлург Всеволод Васильевич Иерусалимский предложил интегрировать в верхнюю часть бронемашины стальные вставки. Причём предполагалось исполнить их из того же сплава, из которого сделана большая часть снарядов, чтобы создать для них достойное сопротивление. Благодаря воздействиям термической обработки они включали почти непробиваемый стержень и гибкие внешние оболочки. При испытательных обстрелах на полигоне стальные пластины проявили себя несколько эффективнее, чем керамические шары в составе той же танковой брони.
Танк Т-64, современная модернизация / Фото: naukatehnika.com
Но даже этот вид защиты казался весьма хрупким и потому ненадёжным. И только после этого инженеры обратились к необычным вариантам, которые могли бы составить неожиданно эффективную альтернативу. Высокая прочность при низкой плотности представала парадоксальным решением, у которого мог открыться широкий потенциал. Так в наполнении танковой башни появились стержни и затем шары из ультрафарфора. Стоит отметить, что башня такой конфигурации занимала меньше места, чем оба предыдущих варианта – а это очень важная деталь для военной стратегии, где занимаемое место, как и размер, ценится предельно высоко.
Советский танк Т-64 / Фото: tanki-tut.ru
Так Т-64 обрёл ни на что не похожий в мире танков несокрушимый панцирь. Подкожные защитные наросты напоминают огромные жемчужины, что слишком изящно для мрачных и беспросветных картин войны. С другой стороны, в чём дороговизна жемчуга, когда он не таится глубоко внутри, на недосягаемой глубине? Вот и шары из ультрафарфора невозможно заметить, даже приблизившись к танку достаточно близко. Никогда нельзя быть точно уверенным, что скрывает защита вражеской военной техники, причём эти слова применимы в той же степени к середине прошлого века, в какой и к современности.
Если вам понравился материал, узнайте прямо сейчас, как выглядел:
Первый в мире электровертолёт