Советская военная техника, бывшая массовой только на бумаге

Автор: nix_u, 10.03.2025 13:57




Советская военная техника не раз поражала интересными техническими решениями, но далеко не все проекты доходили до массового производства. Некоторые машины и корабли, хоть и принимались на вооружение, оставались едва ли не в единичных экземплярах. Причины могли быть разными: и сложность конструкции, и высокая стоимость, и технические проблемы, а некоторые экземпляры вообще устаревали, не добравшись до конвейера.


1. Лёгкий колёсно-гусеничный танк Т-46

Танк Т-46./ Фото: warthunder.com

Танк Т-46./ Фото: warthunder.com


Танк Т-46 задумывался как улучшенная версия Т-26, который в то время уже считался устаревшим. Перед разработчиками поставили задачу сделать машину более подвижной и заодно проверить в деле идею колёсно-гусеничного хода. На бумаге решение выглядело перспективным: гусеницы обеспечивали проходимость, а на ровной дороге можно было перейти на колёса и разогнаться быстрее, чем обычный танк. Инженеры переработали корпус, усилили броню, снабдили новый танк более мощным двигателем и спроектировали башню с новым типом вооружения. В проект заложили сложную трансмиссию, которая должна была переключаться между двумя режимами движения. В теории машина выглядела универсальной, но как только дело дошло до испытаний, начались проблемы. Система смены хода оказалась слишком сложной и ненадёжной. Да и колёсный режим не дал ожидаемого прироста скорости, а к управлению машиной добавил головной боли.

Танк Т-46./ Фото: dzen.ru

Танк Т-46./ Фото: dzen.ru


Выпустили всего несколько экземпляров, причём часть из них так и не довели до работоспособного состояния. Серийное производство признали нецелесообразным: танк вышел дорогим, сложным и капризным в эксплуатации. В конце 30-х эти машины ещё числились на вооружении, но в боевых действиях не участвовали. Возможно, они использовались для учебных целей, а затем просто были списаны. Концепция колёсно-гусеничных танков в СССР на этом не закончилась, но Т-46 остался в истории как попытка объединить несовместимые требования, которая на практике оказалась тупиковой.

2. РСЗО 9К59 «Прима»

РСЗО 9К59 «Прима»./ Фото: wikipedia.org

РСЗО 9К59 «Прима»./ Фото: wikipedia.org


Реактивная система залпового огня «Прима» создавалась как более совершенная замена «Граду», но её судьба сложилась иначе. Работы над ней стартовали в 70-х годах, а целью было повышение огневой мощи, улучшение точности и дальности стрельбы. Машина получила 50-ствольную пусковую установку и новые реактивные снаряды, которые превосходили прежние по боевым характеристикам. Комплекс должен был стать более мобильным и универсальным, обеспечивая массированные удары по площадям. Правда, возникли трудности: сложная конструкция, новые боеприпасы и более перспективные альтернативы.

РСЗО 9К59 «Прима»./ Фото: pinterest.com

РСЗО 9К59 «Прима»./ Фото: pinterest.com


Первый опытный образец собрали в 1982 году, но на этом дело фактически и остановилось. В серию 9К59 так и не пошла, а все работы свернули в пользу модернизации уже существующих систем. Прирост эффективности не оправдывал затраты на переоснащение войск, а сложное производство было слишком дорогим. В результате «Прима» осталась в разряде опытных разработок, а наработки использовали при создании других систем.

3. Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54

САУ СУ-122-54./ Фото: topwar.ru

САУ СУ-122-54./ Фото: topwar.ru


СУ-122-54 на базе танка Т-54 появилась в середине 50-х. Конструкторы выбрали для неё классическую схему с передним расположением боевого отделения, но вместо традиционной башни установили фиксированную рубку с мощной 122-мм пушкой. Такая компоновка снижала силуэт машины и улучшала её защиту. Инженеры хотели создать универсальную боевую машину, способную поддерживать войска огнём и эффективно бороться с бронетехникой. В проекте использовали мощное вооружение и надёжное бронирование, но со временем, уже во время работы, концепция устарела.

САУ СУ-122-54./ Фото: steamcommunity.com

САУ СУ-122-54./ Фото: steamcommunity.com


Серийное производство ограничилось лишь 77 экземплярами, а военные отдали предпочтение танковым пушкам, установленным в полноценных вращающихся башнях. При всей своей огневой мощи СУ-122-54 уступала более мобильным и универсальным танкам. В итоге машины использовали в основном в учебных частях, а потом списали.

4. Вертолёт Як-24

Вертолёт Як-24./ Фото: igrosam.ru

Вертолёт Як-24./ Фото: igrosam.ru


Як-24 стал первым и единственным советским тяжёлым транспортным вертолётом продольной схемы, разработанным ОКБ Яковлева. Он отличался необычным для СССР расположением несущих винтов: один находился в носовой части, второй — в хвостовой. Такое решение позволяло отказаться от рулевого винта и распределять мощность двигателя только на подъёмную силу. Вертолёт должен был перевозить тяжёлые грузы и десант, при этом обеспечивая хорошую устойчивость в полёте и управляемость. Испытания подтвердили работоспособность схемы, но выявили и серьёзные недостатки.

Вертолёт Як-24./ Фото: dzen.ru

Вертолёт Як-24./ Фото: dzen.ru


Серийное производство ограничилось 40 экземплярами, созданными в 1955 году. Вертолёты использовались в войсках для транспортировки грузов и личного состава, но в дальнейшем от их выпуска отказались. Главной причиной стало появление Ми-6, который превосходил Як-24 по грузоподъёмности и скорости, по технологичности и надёжности. Кроме того, сложная конструкция продольной схемы усложняла эксплуатацию и обслуживание. Как итог, программа развития тяжёлых вертолётов в СССР пошла по классическому пути, а Як-24 остался экспериментальным ответвлением, не получившим продолжения.

5. Самоходная артиллерийская установка СУ-100П

САУ СУ-100П./ Фото: topwar.ru

САУ СУ-100П./ Фото: topwar.ru


После экспериментов с новыми шасси в 1956 году появилась САУ СУ-100П. Машину оснастили 100-мм пушкой Д-50, установленной в открытой сверху броневой рубке; она должна была иметь лёгкую бронезащиту и высокую мобильность для выполнения задачи огневой поддержки. В конструкции использовали ходовую часть от перспективных боевых машин, а двигатель обеспечивал хорошую динамику и запас хода. Концепция выглядела интересной, но не подошла под требования времени.

САУ СУ-100П./ Фото: topwar.ru

САУ СУ-100П./ Фото: topwar.ru


Всего было изготовлено несколько экземпляров, которые прошли испытания, но серийное производство не запустили. Основной причиной было изменение приоритетов в развитии артиллерии: военные сосредоточились на буксируемых орудиях и реактивных системах. СУ-100П использовали в качестве испытательного стенда для новых технологий, а её шасси стало основой для других самоходных установок.

6. Подводная лодка К-222 (Проект 661 «Анчар»)

Подводная лодка К-222./ Фото: topwar.ru

Подводная лодка К-222./ Фото: topwar.ru


Подводная лодка К-222 была рекордсменом среди субмарин по скорости хода под водой. Её создавали с расчётом на быстрое сближение с целями и атаку крылатыми ракетами. Основой стал титановый корпус, что одновременно снижало вес и повышало прочность, а на испытаниях лодка разгонялась до 44,7 узла и была недосягаемой для большинства противолодочных систем того времени. Правда, высокая скорость имела и обратную сторону: шумность корабля сводила на нет его скрытность, а сложность постройки и обслуживания резко повышала стоимость эксплуатации.

Подводная лодка К-222./ Фото: ren.tv

Подводная лодка К-222./ Фото: ren.tv


Единственный экземпляр К-222 вошёл в состав ВМФ СССР в 1969 году и оставался на вооружении до 1989 года. В ходе службы лодка использовалась в основном для испытаний и демонстрации возможностей, но её серийное производство сочли нецелесообразным. Строительство новых кораблей по этому проекту требовало слишком больших затрат, а боевые задачи лучше решались другими, менее сложными и дорогими субмаринами.

В армии на эксплуатации всегда было много неоднозначной военной техники, которую недолюбливали, а иногда даже боялись. Яркий тому пример – людоедский бомбардировщик Ту-22.


Постоянный URL записи: https://novate.ru/blogs/100325/72658/

Смотрите ещё






Смотрите ещё