
Ещё с появлением первых вертолётов все ожидали больших перемен и в транспорте, и в обществе, и даже в личной жизни. Правда, массового распространения вертолёты так и не получили. На них не летают на работу, их не используют в качестве такси и для поездок в магазин. Казалось бы, настолько удобный транспорт должен пользоваться большой популярностью, но почему-то ожидания на этот счёт не оправдались.
Альтернативный транспорт

Первый вертолет Сикорского VS-300./ Фото: lenta.ru
Вертолёты в их современном понимании разрабатывались в качестве замены для самолётов. Хоть последние и показали себя как незаменимое транспортное средство, способное преодолевать большие расстояния за минимально возможное время, но у них имелось много недостатков. Для их эксплуатации требовалась длинная взлётно-посадочная полоса, сами самолёты оказались слишком уж большими, их стоимость была просто баснословной, а использовались они для полётов на сравнительно большие расстояния. То есть по большому счёту, пользоваться самолётами было дорого и неудобно, да и на короткие расстояния они не летали. Даже в отдалённой перспективе не было ни единого шанса на то, что самолёты станут более универсальным видом транспорта. Впрочем, так и получилось. Одномоторные самолёты стали достаточно популярными, но для их использования всё равно нужен аэродром и соблюдение многочисленных формальностей.

Вертолёт в городе./ Фото: skybuffer.com
В свою очередь, вертолёты открывали более интересные перспективы. Их главная особенность – возможность вертикального взлёта и посадки. Именно поэтому им не требуется взлётно-посадочная полоса, а вполне достаточно более или менее ровной площадки размером, который ненамного превышает габариты самой машины с учётом размаха винтов. Вертолётной площадкой вполне может стать крыша дома, любое открытое место и даже автомобильная дорога в крайней необходимости. В воздухе вертолёт может лететь по прямой, для него не существует пробок, ему не нужны мосты, а такие водные преграды, как озёра, реки или заливы, для него попросту не существуют. Фактически это то самое универсальное транспортное средство, о котором так долго мечтал человек. На нём можно добраться куда угодно, его можно использовать в качестве такси или грузовика, для экстренной доставки товаров или в качестве кареты медицинской помощи. То есть это транспорт на все случаи жизни. По крайней мере, именно так думали разработчики первых вертолётов.

Вертолёт лесного хозяйства./ Фото: youtube.com
По прошествии десятилетий с их изобретения вертолёты продолжают оставаться экзотикой. Конечно, их используют и частные лица, и различные компании, а приносимую ими пользу никто не оспаривает, но распространение они получили очень ограниченное. На вертолётах летают военные, которые превратили их в универсальное транспортное средство, они очень популярны в больших коммерческих компаниях, поскольку не зависят от дорог и могут летать над застройкой или лесными массивами. Экстренные службы их тоже используют, включая спасателей, медицинскую службу и пожарных. Вертолёты не используются только в качестве частного транспорта. Впрочем, для этого есть много причин.
1. Высокая стоимость владения и эксплуатации

Ремонт и обслуживание./ Фото: squarespace-cdn.com
Вертолёты остаются дорогим видом транспорта, и это одна из главных причин, по которой они не стали массовыми в частном владении. Даже лёгкие модели, предназначенные для персонального использования, требуют очень больших вложений. Помимо покупки, деньги тратятся на топливо, техническое обслуживание, аренду или строительство площадки для посадки и также страховку. Обслуживание включает регулярные проверки, периодические ремонты и замену изношенных деталей, таких как винты. И все эти работы делаются квалифицированными специалистами. Всё вместе это требует огромных вложений, поэтому пользуются частными вертолётами только люди с по-настоящему большим кошельком.
2. Сложность управления и требования к пилотам

В кабине вертолёта./ Фото: facebook.com
Для управления вертолётом необходима лицензия пилота, и ради её получения нужно потратить немало времени, сил и денег. В отличие от автомобилей, где базовые навыки можно освоить за несколько месяцев, для управления вертолётом необходимы определённые способности, а они встречаются не так уж и часто. Даже после получения лицензии пилот должен регулярно тренироваться, чтобы поддерживать уровень подготовки. Ошибки в управлении могут привести к серьёзным последствиям, а самостоятельное использование вертолёта превращается в сложный и рискованный процесс.
3. Ограничения воздушного пространства

Пилотировать над городом сложно./ Фото: cloudinary.com
Города и населённые пункты регулируют использование воздушного пространства, поэтому полёты на частных вертолётах здесь строго регламентируются, если они вообще разрешены. В большинстве стран существуют строгие правила полётов, которые требуют получить соответствующие разрешения, соблюдать строгие маршруты и использовать специальные посадочные зоны. То есть где попало вертолёт посадить не получится. В городских условиях вертолёты являются источником шума и потенциальной угрозы для населения, из-за чего их использование строго контролируется властями. Всё это делает частный вертолёт менее удобным по сравнению с наземным транспортом.
4. Отсутствие развитой инфраструктуры

Почти все вертолётные площадки находятся в аэропортах./ Фото: dzen.ru
Хотя вертолёт и можно посадить во дворе дома, это можно сделать только на специальных площадках, но подобных сетей пока что не существует. Большинство вертолётных площадок расположены в аэропортах или же являются частными, что делает использование вертолёта далеко не таким удобным, как поездка на автомобиле. В отличие от дорог и парковок, вертолётные точки требуют особых условий, включая безопасность, достаточное пространство и контроль со стороны авиационных служб. Без хорошо организованной сети посадочных зон вертолёт не может стать полноценной альтернативой личному автомобилю.
5. Безопасность и погодные условия

Летать в плохую погоду опасно./ Фото: sporthelicopterscapetown.co.za
Полёты на вертолёте очень сильно зависят от погодных условий. Сильный ветер, грозы, туман и осадки могут сделать полёт невозможным и обязательно сделают его опасным, а если происходит авария, она может иметь тяжёлые последствия. При этом вероятность аварии в случае отказа какой-либо системы гораздо выше, чем при использовании автомобиля, что делает вертолёт совсем не таким привлекательным в качестве транспортного средства.
6. Технические нюансы

Нагруженные детали часто меняются./ Фото: forbes.com
В эксплуатации вертолётов существует много интересных деталей, которые обычно ускользают от глаз того, кто не является пилотом. К примеру, одной из них является управляемость вертолёта: она очень плохая, а причина тому – очень сложная аэродинамика винта, которая сама по себе делает поведение машины в воздухе не очень стабильным. К тому же узлы и детали вертолёта работают буквально на износ из-за постоянных напряжений в конструкции во время полёта, и некоторые из них придётся менять часто.
Вертолёты прошли долгую эволюцию и теперь сильно отличаются от своих прародителей. Некоторые же из них обладают выдающейся грузоподъёмностью и способны перевозить большие грузы на солидные расстояния.