К сожалению, год от года количество происшествий на льду только растет. Под лед проваливаются рыбаки, пешеходы и даже водители. Вот только, если у подготовленного к такого рода происшествию пешехода есть серьезные шансы спастись, то у водителя, сидящего в машине, шансов на спасение в случае ухода под лед практически нет. Сама по себе данная проблема отнюдь не нова. Что интересно, одни из первых рекомендаций по поездкам по льду разработали советские физики во время блокады Ленинграда.
1. Какой секрет узнали советские физики при налаживании «Дороги жизни»?
Машины шли днем и ночью. |Фото: blogspot.com.
8 сентября 1941 года войска гитлеровцев вместе с их союзниками в лице финской армии замкнули блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Город трех революций, важнейший порт и один из крупнейших промышленных центров СССР оказался в голодной осаде. Брать город гитлеровцы не собирались. Сначала планировалось заморить всех ленинградцев голодом, после чего северную столицу России ждало сравнивание с землей. Мало кто знает, но аналогичную судьбу нацистское руководство готовило и для другого крупнейшего города РСФСР – Москвы. Однако, там планам захватчиков, усилиями Красной армии не было суждено реализоваться ни на йоту.
Ленинград же ждал 871 день блокады, голода и артиллерийских обстрелов. Более 450 тысяч красноармейцев отдадут свои жизни, сковывая войска Третьего рейха под северной столицей. Более 630 тысяч ленинградцев погибнет от голода. Еще более 16 тысяч сгинет в обстрелах. Несмотря на окружение, «большая земля» Ленинград никогда не бросала. С первого дня осады город отчаянно снабжался по Ладожскому озеру. Суда везли в город боеприпасы и продовольствие, советские водолазы тянули по дну высоковольтные кабеля для подачи электричества. Однако, по мере приближения зимы ситуация резко ухудшилась. Озеро начало замерзать, поставки продовольствия и вывоз мирного населения сильно затруднился.
Пустые проваливались чаще груженных. |Фото: runews24.ru.
Когда озеро покрылось льдом, хлеб в Ленинград повезли на грузовиках. Для того чтобы грузовики не проваливались под лед, советские шоферы придумали прицеплять к ним сани. Распределение нагрузки позволило каждой машине переправлять в блокадный город до 70 тонн муки без особого риска провалиться. Однако, когда первые машины стали возвращаться «налегке» со стариками и детьми, выяснилось неприятное: облегченные грузовики по какой-то причине стали раз за разом уходить под лед даже в тех случаях, когда он был толще необходимого. Исследовать необычный парадокс взялись советские ученые из Ленинградского Физико-Технического института. Сразу же было выдвинуто предположение о том, что лед ломается не из-за массы грузовиков, а из-за образующихся в момент движения колебаний.
Чтобы проверить эту теорию, советские физики из подручных материалов собрали специальный прибор – «прогибограф». Несколько «прогибографов» было расположено вдоль маршрута грузовиков. Полученные данные подтвердили первоначальную теорию. Сразу после этого были сделаны математические расчёты, которые позволили определить оптимальные параметры для безопасного прохождения колонны. Так, водителям настоятельно рекомендовалось не разгоняться быстрее 35 км/ч, так как в противном случае колеса грузовиков порождали в ледяной поверхности резонанс. Столкновение резонансов от нескольких грузовиков с высокой долей вероятности заставляло лед ломаться. Также скорость обязательно должна была быть постоянной. Помимо этого, физики потребовали, чтобы между идущими след в след грузовиками сохранялось расстояние не меньше 70 метров. Расстояние между встречными колоннами - меньше 110 метров. Помимо этого, ученые настоятельно рекомендовали не очищать колею грузовиков от наката при чистке снега на «Дороге жизни».
2. Какие рекомендации дают современные специалисты?
Как не утопить машину? |Фото: mirtesen.ru.
Современные правила безопасной езды по льду не отличаются принципиально от тех, что в свое время озвучили советские физики. С поправкой на то, что тогда водители трудились во всех смыслах «на грани» и многие рекомендованные параметры брались «по нижней планке». Соответственно современные требования выдвигают требования с запасом, что абсолютно рационально. Ведь как известно – «лучше перебдеть, чем недобдеть».
Скорость езды по льду для современных автомобилей не должна превышать 10-15 км/ч. Также следует помнить о том, что при пересечении замерзшей водной преграды скорость движения должна быть постоянной! Дистанция между машинами в колонне - не менее 50-70 метров. Дистанция между колоннами - не менее 75-100 метров. В случае образования на льду небольших трещин водителю категорически запрещено останавливаться. Если автомобиль провалится и застрянет в наледи, то его не рекомендуется вытаскивать с помощью собственных средств. Также машина извлекается из льда обязательно в направлении обратном движению.
Движение на автомобиле по льду можно выполнять только с открытыми дверями. При этом в машине имеет право остаться только водитель. Пассажиры обязаны покинуть транспортное средство и пересекать ледяную преграду пешком. Минимальная толщина льда для легкового автомобиля массой 0.8 тонн составляет 20-30 см. Допустимая толщина льда для грузовика массой 3.5 тонны составляет 30-38 см. За выезд на лед меньшей толщины автомобилиста ждут штрафы от 1 500 до 70 тысяч рублей.
Лед - не место для забавы. ¦Фото: activefisher.net.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, какие еще «подарки» ждут автомобилистов в 2024 году.