Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Москва или Манхэттен: где в действительности изобрели первый мобильник




Третьего апреля 1973 года на одной из улиц Манхэттена инженер Мартин Купер совершил исторический звонок при помощи странной пластмассовой штуки с антенной. Его собеседником был глава исследовательского отдела главного конкурента компании Купера, Motorola. Этот демонстративный звонок, с одной стороны, унизил конкурентов, а с другой, официально считается моментом рождения мобильной телефонии. Вот только за десятилетие до этого события, в другой сверхдержаве, уже публиковались фотографии человека, разговаривавшего по беспроводному аппарату. Так кто же на самом деле является родоначальником технологии мобильной связи?


1. Прародители: связь для автомобилей и полиции

Связь для полиции

Связь для полиции


Сама идея беспроводной голосовой связи появилась ещё в довоенное время. В 1930-х годах полицейские департаменты и службы такси в США и Европе начали оснащать свои машины радиостанциями. Они были очень примитивны: диспетчер мог передавать указания водителям, а обратная связь была делом сложным. Это была усовершенствованная рация, а не телефон. В 1946 году американская компания Bell Laboratories запустила в США сервис MTA, который позволял совершать звонки из автомобиля в обычную городскую телефонную сеть. Но эту связь нельзя было назвать мобильной в современном понимании, а размещавшаяся в багажнике аппаратура весила около 40 килограммов.

Автомобильный телефон MTA

Автомобильный телефон MTA


Она работала исключительно в ручном режиме через телефонистку на специальной коммутаторной станции, которая и соединяла абонента с нужным номером. При этом зона покрытия, к примеру, крупный город, обслуживалась одной мощной антенной. Интересно, что из-за очень ограниченного числа каналов эта система могла обслуживать лишь несколько десятков абонентов одновременно, а очередь на подключение могла растягиваться на годы. То есть к середине 1950-х годов технология автомобильного телефона уже существовала, но это был технологический тупик: эксклюзивная, громоздкая и крайне неэффективная служба для избранных. В любом случае инженеры уже работали над созданием телефона для каждого человека — маленького и переносного.

2. Советский «Радиофон» и его загадки

Советский «Радиофон»

Советский «Радиофон»


Пока на Западе над созданием маленького телефона трудились корпоративные лаборатории, в Москве над этой же задачей ломал голову один человек. Инженер и радиолюбитель Леонид Иванович Куприянович не собирался совершенствовать автомобильную связь — он с самого начала нацелился на создание личного аппарата. В результате он создал «Радиофон» ЛК-1 и впервые представил его публике в августе 1957 года на страницах журнала «Наука и жизнь» (№8).

По-видимому, он работал

По-видимому, он работал


На прилагавшейся фотографии Куприянович запечатлён с трубкой у уха, а рядом на столе компактный по меркам того времени аппарат, ящик весом около трёх килограммов, состоящий из блока питания, приемопередатчика и трубки. Согласно статье, переносной аппарат связывался с базовой станцией, которая, в свою очередь, была подключена к городской телефонной сети. Как утверждалось, радиус действия составлял 20-30 километров от одной базовой станции. Фактически, это была та же технология, что использовалась в системах типа MTA, но личная и радикально уменьшенная. Достижения Куприяновича игнорировать нельзя: от телефона в машине он перешёл к телефону в руке.

Проект закончился ничем

Проект закончился ничем


Дальнейшее развитие проекта было и вовсе феноменальным. Всего через четыре года в том же журнале (№8, 1961) появилась сенсационная заметка. В ней говорилось, что Куприянович создал новую модель «Радиофона» размером не больше пачки сигарет, что было куда меньше, чем обычный транзисторный радиоприёмник. В статье упоминалось о создании опытной зоны связи в Москве с базовой станцией на одной из высоток. Правда, именно здесь и начинаются странности, поскольку вся информация об этом проекте фактически ограничивалась этими заметками. Не сохранилось ни независимых патентов, ни технических отчётов, ни даже рабочего технического образца. В итоге история эта обросла многочисленными мифами и теориями заговора, которые невозможно подтвердить или оспорить. Впрочем, достижения Куприяновича очевидны – он смог доказать, что технически возможно построить довольно компактное средство связи. Но это был тупик, проблему подключения к сети миллионов пользователей при помощи подобной техники решить было невозможно.

3. Американская сотовая связь

В лаборатории Bell Labs

В лаборатории Bell Labs


Советское изобретение так и осталось экспериментом, а в США проблемой массовой мобильной связи занялись всерьёз и собрались поставить её на коммерческую основу. Саму идею сотового принципа связи теоретически описали ещё в 1947 году в стенах той же Bell Labs, но её практическая реализация на тот момент была невозможной из-за сложности и технологических ограничений. Впоследствии идею подхватила компания Motorola, в то время известный производитель радиоэлектроники. Руководитель отдела систем связи Мартин Купер был убеждён, что телефон просто обязан стать персональным, и под его началом инженеры создали работающий прототип системы, демонстрация которого и вошла в историю. Тот самый звонок Купера конкуренту из Bell Labs 3 апреля 1973 года фактически был спланированным испытанием технологии.

Серийный телефон Motorola DynaTAC 8000X

Серийный телефон Motorola DynaTAC 8000X


Звонил он с прототипа, который лишь отдалённо напоминал будущие модели. Весил он около 1,1 кг, в режиме разговора мог работать не больше 35 минут, а в ожидании – около 10 часов. Главным же был принцип работы. DynaTAC был частью пилотной сотовой сети, построенной в городе. Это означало, что при движении аппарат автоматически, без разрыва связи, переключался между базовыми станциями, покрывавшими свои небольшие зоны. Это решало фундаментальную проблему: одна и та же частота могла использоваться в разных сотах, и это никак не влияло на конечное число абонентов.

Серийный телефон Motorola DynaTAC 8000X

Серийный телефон Motorola DynaTAC 8000X


Путь от первого пробного звонка до коммерческого запуска занял десять лет, потребовал огромных инвестиций и согласований с регуляторами. Первая в мире коммерческая сотовая система была запущена в США в 1983 году, а её флагманским аппаратом стала серийная модель Motorola DynaTAC 8000X, которая стоила почти 4000 долларов. Именно это и можно считать началом технологии, которая к настоящему моменту используется по всему миру.

4. Идея и реальность

Современная сотовая связь

Современная сотовая связь


Так кого же можно считать изобретателем мобильного телефона? Ответ на самом деле достаточно простой. С одной стороны, Леонид Куприянович совершил большой прорыв, добившись серьёзной миниатюризации в радиотехнологиях. Он смог показать, что небольшим устройством для связи вполне может пользоваться рядовой человек, а не только генерал, чиновник или шпион. Его работы, хоть и не в полной мере, зафиксированные в центральной прессе, являются историческим фактом и важным моментом в развитии техники.

По сравнению с современным смартфоном

По сравнению с современным смартфоном


Заслуга Мартина Купера и инженеров Motorola в другом. Они сосредоточились на создании универсальной коммерческой системы связи, добившись в этом деле большого успеха. Фактически они создали даже не телефон, а саму технологию, которая затем эволюционировала в современную сотовую связь и оказалась настолько успешной, что без неё немыслима повседневная жизнь человека. В свою очередь, советское изобретение хоть и можно считать отдалённым идеологическим прародителем сотового телефона, но технически они очень далеки друг от друга.

Ещё интересное с нашего канала:

Для чего на подводных лодках применяется свет красного цвета



С момента своего появления мобильные телефоны прошли долгую и серьёзную эволюцию. Теперь их оснащение вполне можно сравнить с современным компьютером, а дополнительные опции превратили смартфон в универсальную технику. Разумеется, без излишеств не обошлось, а некоторые из самых роскошных моделей стоят целое состояние.

Обратите внимание:

0
129
Версия для печати