Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Почему птицы не улетают с пути самолёта и насколько это безопасно




Удивительно, но пассажирские авиалайнеры довольно часто попадают в аварии, а причиной тому становятся птицы, которые неожиданно оказываются у них на пути. Явление это опасное и неприятное, но достаточно распространённое, чтобы вызвать множество интересных вопросов. К примеру, почему птицы вообще не улетают от самолёта? Ведь он большой и шумный, и не заметить его попросту невозможно.


1. Что происходит, когда птица попадает в двигатель

Встреча с птицей - нередкое событие на взлёте

Встреча с птицей - нередкое событие на взлёте


Проблема столкновений с птицами появилась вместе с самолётами, и чем совершеннее становились летающие машины, тем большая опасность им грозила. Но даже сейчас на больших скоростях попавшая в двигатель птица не всегда становится причиной взрыва и авиакатастрофы. Иногда пилоты даже не сразу замечают инцидент — просто приборы фиксируют падение тяги или лёгкую вибрацию. Но от этого опасность не становится меньше: при скорости полёта около 250–300 километров в час даже небольшая чайка превращается в снаряд с энергией, сравнимой с выстрелом из пушки.

Птиц часто затягивает в двигатель

Птиц часто затягивает в двигатель


Турбореактивный двигатель — сложная система, где всё рассчитано с точностью до миллиметра. В передней части вращаются лопатки вентилятора, они засасывают воздух и подают его в компрессор, где он сжимается и направляется в камеру сгорания. Попавшая внутрь птица мгновенно разбивается о вращающиеся лопатки. Металл выдерживает удар, но получает микроповреждения, иногда достаточно сильные, чтобы нарушить баланс ротора, а вибрация может разрушить подшипник или последующие ступени компрессора. На практике это одна из самых частых причин неплановых посадок. Подобные происшествия происходят по всему миру, а в двигатели попадают гуси, орланы, чайки, голуби и другие пернатые, заставляя пилотов возвращаться в аэропорт.

Последствия могут быть серьёзными

Последствия могут быть серьёзными


При этом двигатель имеет достаточно большой запас прочности, чтобы он не разрушился мгновенно. Иногда мотор продолжает работать, даже если в него попадёт сразу несколько птиц. Конечно, пилоты всегда реагируют на это неприятное событие и действуют в соответствии с инструкцией: снижают мощность, отключают повреждённый двигатель и разворачивают самолёт к ближайшему аэродрому. При отсутствии серьёзных повреждений оставшихся двигателей вполне хватает, чтобы дотянуть до аэродрома и посадить самолёт. Это явление стало настолько распространённым, что его перестали считать чем-то удивительным или даже необычным. За долгие десятилетия этот вопрос изучили со всех сторон и даже приняли многочисленные меры для предотвращения таких инцидентов, поскольку птицы явно не собираются менять свои привычки. Вот это и удивительно – пернатые совершенно игнорируют самолёт, а самые смелые даже пытаются использовать его в своих целях. Чтобы объяснить это непонятное явление, даже пришлось привлекать учёных, и они нашли много интересного.

2. Почему птицы не улетают от самолётов

Птицы могут не реагировать на подлетающий самолёт

Птицы могут не реагировать на подлетающий самолёт


Когда человек слышит приближающийся самолёт, кажется, что громкий звук заполняет всё пространство, и всё вокруг начинает вибрировать. Вот только для птиц всё иначе, их восприятие звука устроено не как у человека. Большинство пернатых плохо слышат низкие частоты, которые преобладают в звуке реактивных двигателей, зато улавливают короткие, такие как щебет или свист ветра. То, что для человека гулко и громко, для птицы часто просто неразличимо и воспринимается как естественный фон, вроде шума ветра или моря. Турбина, грохочущая для человека за несколько километров, для чайки звучит как далёкий гул, к которому она уже привыкла. Есть ещё один любопытный эффект. Звук самолёта распространяется вперёд и в стороны, но при скорости лайнера выше 250 километров в час давление воздуха и встречный поток частично экранируют шум. Птица, летящая навстречу, слышит не приближающийся рев, а приглушённый фон, который нарастает слишком быстро — времени среагировать просто не остаётся. Учитывая, что многие виды реагируют на угрозу с задержкой в доли секунды, столкновение становится почти неизбежным.

Главная угроза - скопления птиц

Главная угроза - скопления птиц


Особенно уязвимыми оказываются стаи в миграционный сезон. Они летят плотными группами, держась ориентиров по Солнцу, рельефу и магнитному полю Земли, а не по слуху. Самолёт, взлетающий или снижающийся, пересекает именно эти маршруты. Исследования показывают, что около 80–85% всех столкновений происходят ниже 300 метров — там, где птицы активно ищут корм или возвращаются на ночёвку. Некоторые аэропорты расположены у водоёмов, и это делает ситуацию ещё хуже. Чайки, бакланы и утки тянутся к воде и местам охоты, а рядом как раз проходит полоса. Аэропорты, расположенные вблизи рек и озёр, неизбежно становятся самыми птичьими местами, и здесь подобных происшествий гораздо больше, чем где бы то ни было ещё.

Сидящих рядом птиц легко затягивает в двигатели

Сидящих рядом птиц легко затягивает в двигатели


Порой сами птицы становятся слишком смелыми. Некоторые виды, например вороны и коршуны, научились использовать восходящие потоки, которые образуются над нагретыми полосами. Для них это просто удобный способ сэкономить силы, а самолёт на подлёте — лишь кратковременная помеха. Есть документированные случаи, когда стайка голубей или ворон кружила прямо над ВПП, не реагируя даже на несколько взлетающих подряд самолётов. Впрочем, не все столкновения происходят в воздухе. Бывает, что птица садится на фонарь или маяк рядом с полосой и попадает под поток от двигателя при запуске — его тяга способна засосать даже крупную чайку с расстояния в несколько метров. Согласно отчётам, некоторым самолётам доставалось ещё до того, как они могли оторваться от земли.

Это - последствия столкновения с птицей

Это - последствия столкновения с птицей


Интересно, что размер птицы не всегда решает всё. Даже воробей, попавший в двигатель, способен вызвать разбалансировку ротора, если это произойдёт на высокой скорости. В свою очередь, вес крупного гуся при встречном движении эквивалентен удару снаряда. При такой энергии металл не выдерживает, и только благодаря запасу прочности двигатель не разваливается на части.

В некоторых местах птиц очень много

В некоторых местах птиц очень много


Главная же причина не имеет к звуку никакого отношения: птицы попросту не воспринимают самолёт как угрозу. Он не похож на хищника и не издаёт характерных предупреждающих звуков, но при это он летит слишком быстро, чтобы птица успела определить его как опасность. Поэтому, когда стая вдруг пересекает курс взлетающего лайнера, это нужно понимать как некий сбой в инстинкте самосохранения. Фактически у птиц не было времени, чтобы научиться бояться машин, летающих с настолько высокой скоростью. Так в авиации и появился опасный парадокс: самолёт слышно издалека, но птица замечает его, когда уже слишком поздно реагировать.

3. Как авиация борется с «птичьей угрозой»

Иногда птиц разгоняют при помощи хищников

Иногда птиц разгоняют при помощи хищников


Проблема с птицами оказалась настолько большой, что для её решения пришлось пойти на беспрецедентные меры. Теперь в каждом крупном аэропорту есть службы орнитологического обеспечения — специалисты, которые следят за численностью и поведением местных пернатых. Они знают, где птицы кормятся, какие маршруты используют при перелётах, где гнездятся, и стараются сделать эти зоны как можно менее привлекательными. Помимо этого, используется многочисленная техника, разработанная как раз по такому случаю.

Также используют отпугиватели

Также используют отпугиватели


В одних аэропортах используются радары, фиксирующие движение стай в воздухе и предупреждающие диспетчеров. В других установили лазерные установки, создающие невидимый барьер, который раздражает зрение птиц и заставляет их менять курс. Есть и более экзотические методы — например, газовые пушки, имитирующие выстрел, или световые маяки, включающиеся при взлёте самолёта. Всё это вместе даёт результат: количество столкновений постепенно снижается, хотя полностью исключить их невозможно.

Ещё интересное с нашего канала:

Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг



Роль птиц в эксплуатации авиалайнеров – это лишь одна из многочисленных особенностей авиалайнеров. Не менее интересен и тот факт, что пассажирские авиалайнеры существенно ограничены в высоте полёта и в скорости, хотя они и могли бы летать быстрее и выше, как это делают частные бизнес-джеты.

Обратите внимание:

0
1689
Версия для печати