Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    



Художественный кинематограф и компьютерные игры сформировали множество стереотипов о том, что из себя представляли средневековые и античные сражения. В произведениях массовой культуры все они выглядят как какое-то месиво с реками крови и хаосом на поле от начала и до конца сражения. Не добавляют ясности на счет настоящих сражений и всевозможные спортивные дисциплины вроде «Исторического средневекового боя» (ИСБ), на которых поединки также чаще всего заканчиваются буквально за минуты.


1. Что не так со сражениями в произведениях художественной культуры?



В кино главное зрелищность. |Фото: cutewallpaper.org.

В кино главное зрелищность. |Фото: cutewallpaper.org.


Главная задача художественного произведения отнюдь не в том (или не только), чтобы рассказать какую-то «правду». В первую очередь художественное произведение создается для развлечения аудитории. Настоящее сражение выглядит достаточно скучно. Как такого зрелища там нет. Какая-либо театральность отсутствует в принципе. А потому в большинстве исторических или фэнтезийных фильмов (за редчайшим исключением) красивый стройный марш двух армий на встречу друг другу в итоге скатывается в какой-то рывок американских футболистов с последующей игрой в кучу малу.

2. Что не так со сражениями в ИСБ?



Даже у ИСБ мало общего с действительностью. |Фото: wiki2.org.

Даже у ИСБ мало общего с действительностью. |Фото: wiki2.org.


Люди, занимающиеся исторической реконструкцией, стараются как можно более точно воспроизвести подлинный внешний вид воинов прошлых эпох. Существует также ответвление реконструкции в виде ИСБ, которое больше является спортом, чем реконструкцией. Собственно, в этом и заключается главная «проблема». В спорте не убивают. Во всяком случае целенаправленно. Поэтому в ИСБ участники бугуртов нередко делают вещи, которые в здоровом уме и трезвой памяти ни один средневековый или античный воин делать бы не стал.

ИСБ - это в первую очередь спорт. |Фото: botn.info.

ИСБ - это в первую очередь спорт. |Фото: botn.info.


Самый простой пример – удар в щит. Участники ИСБ достаточно активно дубасят противников по щитам. Выглядит эффектно. Ожесточенная схватка! Вот только мечи и топоры у спортсменов не точеные, а наконечники копий имеют на конце тупой «гуманизатор». Поэтому с реконструкторским оружием не случается главного: оно не застревает в щите противника. Сегодня у нас есть все основания полагать, что в античности и средневековье воины старались не бить в щит в принципе, когда дело доходило до рукопашной схватки в строю.

Тимофей Быковкий показывает почему в щит бить не стоит. |Фото: youtube.com.

Тимофей Быковкий показывает почему в щит бить не стоит. |Фото: youtube.com.


Крайне доходчиво эту версию подкрепил своей творческой работой Тимофей Быковский, московский реконструктор занимающийся тематикой Древнего Рима и возглавляющий клуб «11-й Клавдиев. Верный и Преданный». Быковский наглядно продемонстрировал, насколько легко заточенные мечи и копья застревают и «вязнут» в настоящих щитах, создавая тем самым крайне опасную ситуацию для бойца, осмелившегося на столь необдуманный шаг.

3. Так почему же настоящие сражения длились долго?



Главное не убить. Главное - выжить. |Фото: botn.info.

Главное не убить. Главное - выжить. |Фото: botn.info.


Причины по большому счету три. Первая заключается в том, что сражение и бой – это не одно и то же. Сражение – это не только «резня», но маневр по местности. Передвижения сами по себе отнимают немало времени. Крайне показательной в этом отношении является битва при Креси, состоявшаяся 26 августа 1346 года в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Сражение длилось несколько часов и закончилось поздно вечером только из-за того, что стало совсем темно. Англичане стояли в обороне. Французы начали бой с попытки обстрела арбалетчиками. Затем в атаку пошла кавалерия. При этом существует стереотип о том, что рукопашная схватка при Креси длилась непрерывно с момента первого контакта… Это не так. На самом деле рыцари раз за разом накатывались на английские позиции как волны на пляж. Атаковали, схлёстывались на некоторое время в ближнем бою, после чего отступали на перегруппировку. Все это отнимало время.

Сражаются не бойцы. Сражается - строй. ¦Фото: pinterest.com.

Сражаются не бойцы. Сражается - строй. ¦Фото: pinterest.com.


Вторая причина почему сражения длились долго заключается в том, что жизнь у всех одна. А потому если вы не древнегерманский берсерк, обожравшийся грибов (которых они, судя по всему, в действительности не ели), то вы вряд ли захотите броситься в одиночку на строй противника. В реальном бою каждый старается в первую очередь не убить, а выжить. Есть и еще одна важная причина. Возможно – самая важная. В суровой реальности бой ведут не отдельные бойцы, а подразделения. В условиях античности и средних веков в первую очередь друг с другом сталкивались боевые построения. Например, две фаланги или баталии. Организованное передвижение людей строем отнимает заметно больше времени, чем неорганизованное передвижение ватагой (половина которой еще и по газону пройдет к месту назначения!). Нужно ли в таком случае говорить, что бой в составе плотного строя – это не то же самое, что поединок двух фехтовальщиков?!

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про античный фаст-фуд: в Помпеях археологи нашли заведение уличной еды.


Обратите внимание:







3870
9.04.2023 22:49
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё